Вот по этой ссылке можно ознакомиться со сборником "Брянский краевед". А в нем две статьи.
Одна из них уже публиковалась в этом блоге, но в сборнике она опубликована с дополнениями, причем с существенными.
Вторая же статья "О формировании Орджоникидзеградского пехотного училища в 1940 году" нигде не публиковалась.
Сейчас под катом размещу ее в текстовом формате. Кому интересно читайте.
Кукатов А.В.
О формировании Орджоникидзеградского пехотного училища в 1940 году
В связи с "чисткой" Красной Армии в 1937-1938 годах и возникшим в связи с этой чисткой дефицитом командных кадров увеличивалось количество военно-учебных заведений в СССР. Способствовал этому увеличению и рост общей численности РККА, связанный с началом Второй мировой войны.
По этим причинам в 1939-1940 гг. в СССР был сформирован целый ряд новых военно-учебных заведений. На основании документов, хранящихся в Российском Государственном Военном Архиве (РГВА) представляется уместным описать процесс формирования одного из таких заведений - Орджоникидзеградского пехотного училища.
В связи с тем, что впоследствии данное училище было преобразовано в автомобильно-мотоциклетное училище, а затем в Рязанское высшее военное автомобильное училище и функционировало до 2010 года, выпускники училища, интересовавшиеся историей его создания часто обращались к данной теме и называли датой создания училища январь 1940 года.
Однако, здесь необходимо сделать уточнение: 31 декабря 1939 года в директиве Наркома обороны СССР №4/2/103007 Военному Совету Орловского военного округа (ОрВО) было предписано "расформировать 120 и 180 сд, а на базе этих дивизий и свободных жилищных фондов округа сформировать...Елецкое пехотное училище на фонде частей 180 сд по штату 19/10 численностью 1600", хотя в историческом формуляре училища датой данной директивы указано 2 января 1940 года. (1)
И лишь только после этого было принято решение о формировании этого училища в городе Орджоникидзеграде Орловской области (ныне - Бежицкий район города Брянска). При этом в первоначальный период (до начала реального формирования училища) в документах округа оно продолжало именоваться Елецким пехотным. Так, временно исполнявший должность начальника штаба округа полковник Рясик (БС1) отмечал в своем приказе о передислокации учебных заведений округа, что "Елецкое пехотное училище - желательно именовать Орджоникидзеградское пехотное училище". (2)
И 25 февраля 1940 года начальник штаба округа комбриг Корнеев (БС2) и военком штаба округа полковой комиссар Михайлов подписали, а командующий ОрВО командарм 2 ранга Ефремов (БС3) и член Военного Совета округа корпусной комиссар Семеновский (БС4) утвердили дислокацию войск ОрВО на летний период 1940 года, где определили летним лагерем Орджоникидзеградского пехотного училища район Курска. (3)
Этот документ был подписан еще до официальной директивы Военного Совета ОрВО №007523 от 4 марта 1940 года в которой предписывалось сформировать училище. (4)
А 11 марта 1940 года в официальную дислокацию военных училищ округа официально было добавлено Орджоникидзеградское пехотное училище. (5)
Самым ценным и подробным источником о начальном этапе формирования Орджоникидзеградского пехотного училища является донесение "О предварительных итогах комплектования и о состоянии Орджоникидзеградского пехотного училища", которое 5 апреля 1940 года направил временно исполняющий должность комиссара училища начальник политотдела батальонный комиссар Игнатов в адрес начальника Политуправления РККА армейского комиссара 1 ранга Мехлиса, (БС5) начальника политуправления ОрВО бригадного комиссара Пигурнова (БС6) и начальника отдела инспекции ВУЗов комкора Смирнова. (БС7)
Именно в этом донесении четко зафиксирована дата начала формирования училища - 15 марта 1940 года. Здесь же мы обнаруживаем дату и документ, которые очевидно предопределили передислокацию училища из Ельца в Орджоникидзеград: "По постановлению Совнаркома СССР от 29 февраля 1940 г. для размещения училища передано 3 здания: школа №12 (3 этажная), здание охраны завода "Красный Профинтерн" (3 этажное) и клуб Сталелитейного завода, представляющий из себя барак на подпорках". (6)
Проблемы с формированием училища начались уже в момент передачи помещений училищу: "Несмотря на то, что кандидаты в училище начали прибывать с 15 марта, здание заводской охраны было передано только 25 марта. Это создало тяжелую обстановку в смысле размещения поступающих курсантов и своевременной подготовки пищевого блока". (7)
И связано это было, по мнению батальонного комиссара Игнатова еще и с позицией городских властей: "Первый период времени происходили очень длительные переговоры с местными органами. Секретарь ГК ВКП(б) тов.Котельников и Председатель Горсовета тов.Батуров, несмотря на Постановление Совнаркома СССР, о котором их известил Орловский облисполком, пытались пересмотреть вопрос о возможности размещения училища.
Первый вопрос, заданный секретарем Горкома тов.Котельниковым был: "Почему в Орджоникидзеграде размещать военное училище, почему не в каком-либо другом городе?" Мотивируя тем, что Орджоникидзеград имеет исключительно рабочее население, что никаких особняков "бывших людей" город не имеет и помещений для училища не имеется". (8)
Затем к трудностям размещения училища с которыми столкнулся формировавший училище полковник Щеднов, (БС8) добавились проблемы, которые стали возникать с прибытием курсантов на новое место: "В ходе комплектования училища целый ряд военкоматов и частей подошли недобросовестно к подбору кандидатов.
Особенно формально, по казенному подошли к этому вопросу военкоматы ПриВО, такие как ...Чкаловский...Сталинский и Сормовские военкоматы, направлявшие кандидатов без всякой разъяснительной работы на месте и без всякого отбора лучших, в результате чего многие кандидаты не подходили по возрасту, по грамотности, по состоянию здоровья.
Часть кандидатов не желали учиться в военном училище и требовали отправления обратно. Из Хвалынского РВК Саратовской области ПриВО 8 чел. были присланы не желающие учиться. Причем они были направлены в гор.Орджоникидзе.
Приехав в город Вольск, в местном военкомате разобрались, что они должны ехать не в город Орджоникидзе, а в Орджоникидзеград, в результате чего эта группа ехала 7 суток вместо 3-х". (9)
Также военкоматы не извещали направлявшихся курсантов о том, что они едут в военное училище, информируя о том, что они будут проходить 3-х месячный сбор. Возникали проблемы и с курсантами, направлявшимися на учебу из воинский соединений: "824 сп Новохоперск направлял большинство кандидатов с явно недостаточной грамотностью". 5 прибывших кандидатов из 855 сп (гор.Моршанск ОрВО) были откомандированы: 1 по нежеланию, 1 по судимостии трое по справке НКВД. (10)
С другой стороны в училище были направлены красноармейцы, участвовавшие в только что закончившейся советско-финской войны: "...к 1 мая...выступало на собраниях рабочих 58 курсантов. Из них 21 человек -участники боев с белофиннами". (11)
И тем не менее, несмотря на трудности к 3 апреля 1940 года в училище был принят 1431 курсант. Из командно-начальствующего состава прибыло старшего и среднего 113 человек, младшего 84 человека, обслуживающие подразделения красноармейцев - 167 человек. Всего в училище числилось - 1795 человек. (12)
4 курсантских батальона размещались: 2 батальона в здании бывш.охраны завода (ныне район дома №31б по ул.Ульянова) и 2 батальона в здании школы №12. "При двухярусном размещении коек и то и другое помещение заняты полностью под общежитие курсантов". (13)
Данные сведения докладной записки подтверждаются свидетельством бывшего курсанта училища Лебедева Е.П. (14)
Безусловно, размещение такого большого количества людей в столь ограниченный промежуток времени в неприспособленных для этого помещениях предопределило проблемы с которыми столкнулось училище с самого начала своей деятельности.
Эти вопросы ставил в своем донесении батальонный комиссар Игнатов.
В первую очередь он доносил о затруднениях в организации питания как курсантов, красноармейцев, так и командного состава училища: "До сих пор отсутствует свой пищевой блок. Все питание курсантов происходит в городской столовой Фабрики-Кухни. Пропускная способность совершенно неудовлетворительна.
Чтобы всю массу курсантов пропустить три раза в день, приходится начинать завтрак с 7 часов утра и беспрерывно в течении всего дня до часу ночи идет питание курсантов очередями по 200 человек. Командованием училища ускоренным темпом готовится пищеблок в здании бывш.заводской охраны, который может пропустить до 1000 чел.
Этот пищевой блок сможет начать свою работу 7-го апреля. Это несколько разрядит создавшуюся обстановку. В то же время нами предпринято строительство второго пищевого блока для второй половины курсантов, размещенных в бывш.школе №12...
Питание начсостава до сих пор не организовано. Единственная столовая в городе при Фабрике-Кухне не имеет достаточных фондов на продукты и готовит для начсостава безвкусные и непитательные блюда и очень часто второе блюдо совершенно не подается. Начсостав, не имея других возможностей, часто буквально голодает...
Только 3 апреля было заседание Президиума Горсовета, на котором было решено передать одно помещение под магазин, а для подыскания помещения под столовую Горсовет ограничился выделением особой комиссии". (15)
Нужно отметить, что планы по строительству второго пищевого блока так и не были реализованы, так как согласно воспоминаний курсанта Лебедева Е.П., который обучался в училище в 1941 году и участвовал в эвакуации учебного заведения: "Каждый день мы ходили питаться в Фабрику-Кухню в центр Бежицы". (16)
Размещение и организация проживания такого большого количества курсантов, красноармейцев и лиц командно-начальствующего состава также не могло быть решено беспроблемно в условиях того времени. Автор донесения фиксирует: "Кроватей имеется только 1000 штук. Остальные курсанты спят на полу.
Вследствие скученности людей, несмотря на мытье в бане и пропуск через санпропускник, все же имеются отдельные случаи вшивости. Постельное белье еще полностью не получено. Имеется по 2 простыни на курсанта. Бачков для кипяченой воды не имеется. Курсанты пьют сырую и к тому же недоброкачественную воду...
Особенно тяжелым остается положение с размещением командно-начальствующего состава и его питанием. Прибывший и прибывающий начсостав размещается в одной комнате-классе. Горсовет отказывает что-либо сделать в отношении предоставления квартир, мотивируя отсутствием свободной жилой площади. Командиры одиночки и семейные ходят по городу и ищут сами квартиры". (17)
Помимо бытовых вопросов справедливое недоумение батальонного комиссара Игнатова вызывали проблемы, связанные с невозможностью организовать учебный процесс в училище: "Наряды на оружие и артимущество имеются, но ничего не получено, так как негде размещать.
Конским составом училище не обеспечено из-за отсутствия конюшен. До сих пор не сделаны пирамиды для винтовок... Учебного корпуса нет. Не создано ни одного кабинета. Учебный год начинаем с 15 апреля, но помещения для занятий отсутствуют". (18)
Такие условия, конечно, сказались впоследствии на качестве обучения и проверка огневой подготовки показала плохие результаты. И в конце 1940 года помощник командующего войсками по вузам генерал-майор Кругляков (БС9) по результатам инспекторской проверки отмечал:
"Программа пройдена полностью и за учебный год усвоена курсантами на посредственно...Недостатком в обучении ..является плохая отработка техники приемов из всех видов положенного оружия. Учебные пункты не оборудованы. Отмечаю низкую требовательность начальствующего состава всех степеней...Учебная дисциплина и требовательность низкие... Занятия материально не обеспечены". (19)
Тем не менее даже при таких условиях училище заняло второе место среди трех пехотных училищ ОрВО, опередив Орловское и уступив Тамбовскому Краснознаменному имени Ашенбреннера училищу. (20)
И, конечно, исполняющий должность комиссара училища не мог в своем донесении не затронуть вопросов политической подготовки курсантов: "Клуба, ленинской комнаты ни в одной роте нет. В настоящее время проводим организационное оформление партийных и комсомольских организаций, но все собрания приходится проводить в самих общежитиях.
Часть политпросветимущества уже поступило, но типография, присланная из округа еще не работает, так как печатная машина "Американка" требует большого ремонта, а на месте никаких условий к этому не имеется. Художественной литературы совершенно нет. Лимиты на газеты и журналы крайне ограничены. Учебников по истории ВКП(б) не имеется. Уставы и наставления высланы тоже в ограниченном количестве". (21)
Также интересной представляется характеристика данная комиссаром настроениям среди набранных: "Настроение курсантов в основном хорошее, вся курсантская масса со всей серьезностью включилась в учебу, которая проходит по предварительно составленному плану до начала общей плановой учебы по программе училища.
Отрицательным в настроении курсантов является законное недовольство неорганизованностью питания и среди некоторой части курсантов имеется желание уйти из училища. Последнее вызвано тем обстоятельством, что часть курсантов принималась в училище с одногодичным сроком обучения, а впоследствии согласно полученных указаний эти курсанты будут обучаться также 2 года как и остальные, поэтому поступают ряд заявлений об отчислении.
Среди этой части курсантов проведено необходимое разъяснение и ряд заявлений этими курсантами отбираются обратно изъявивши желание остаться учиться". (22)
Заканчивается донесение Игнатова просьбой к Политуправлению ОрВО оказать содействие в решении вопросов, затруднявших жизнедеятельность училища.
Необходимо отметить, что донесение комиссара датировано 5 апреля 1940 года, а в историческом формуляре училища зафиксировано, что его "формирование было закончено 11.4.1940 г. и с 15.4.1940 училище приступило к нормальным занятиям". (23)
Итак, с апреля 1940 года начались трудовые будни Орджоникидзеградского пехотного училища. Как военным нужно было привыкнуть к городу, так и городу нужно было привыкнуть к военным.
Недаром, как отмечалось ранее, руководство города без оптимизма отнеслось к идее размещения училища в Орджоникидзеграде. Несколько ситуаций, возникших уже вскоре отразили изменившуюся обстановку в городе.
Так, 5 апреля 1940 года погиб под колесами грузового автомобиля курсант Трестьян: "Грузовая машина врезалась в строй проходивший мостовую и направлявшийся в казарму колонной по два 5 роты 2 батальона. Меры приняты. Шофер милицией арестован. Ведется следствие.
Направляющий переходившего мостовую подразделения предупредил шофера поднятием руки. Машина не остановилась и шла левой стороной дороги...Предупреждены местные органы власти и милиция о необходимости проведения разъяснительной работы с шоферами и о решительной борьбе с лихачеством". (24)
Очевидно, что необходимость перемещаться для приема пищи 3 раза в день через весь город курсантам двух батальонов создала огромный новый военный траффик на улицах Орджоникидзеграда и к этим новым обстоятельствам нужно было привыкнуть местным шоферам. К сожалению, как видим, не обошлось без человеческих жертв.
Пара следующих примеров иллюстрирует дополнительные сложности, которые возникали у вновь созданного училища с местным населением.
В ноябре 1940 года "в результате преступно-халатного отношения со стороны командного состава руководившими занятиями неиспользован