Многим людям жизненно важно знать, что их услышали и поняли. В публичных профессиях это одно из основных требований. Сценическая речь и упражнения на дикцию в таком случае становятся насущной необходимостью и красивое, образное, правильное произношение хорошо поставленным голосом составляет половину успеха. Но от природы подобное богатство не дается. Это результат длительных и упорных тренировок, которые требуют не меньше силы воли и напряжения, чем выдающиеся спортивные достижения. Если предстоит работа с аудиторией, планируется преподавательская деятельность, работа психолога-консультанта другие похожие по профессиональным требованиям направления, то стоит позаботиться о приобретении навыка красивого монолога заранее. Освоить навыки можно в любом возрасте.
Что такое сценическая речь
Одно из основных профессиональных средств выразительности актера неразрывно связано с такими понятиями, как дыхание, дикция, эмоции. Предусматривается переход от бытовой, упрощённой речи, свойственной большинству людей, к выразительному яркому звучанию голоса. Также важна правильная расстановка смысловых акцентов, умение держать паузу и другие тонкости, позволяющие удерживать внимание слушателей длительное время. Мастерство говорить раскрывает огромные возможности для убеждения, передачи самой сути. Наиболее опытные ораторы вполне обходятся без микрофона, легко посылая звучание до последних рядов зала.
В чем особенность сценической речи
Сравнивать профессиональное произношение с бытовым разговором, все равно, что поставить рядом домашний халат и бальное платье. Вроде бы оба предмета относятся к одежде, но отличия кардинальные. Основные признаки публичного вещания:
- четкая логика;
- кристально чистое произношение;
- проговаривание всех букв, включая окончания слов и фраз;
- правильно расставленные смысловые и эмоциональные акценты;
- плавное дыхание, позволяющее выстраивать фразы любой продолжительности.
Приобрести основные навыки можно в любом возрасте. Естественно, что для детей курсы сценической речи в Брянске bryansk.videoforme.ru/actors_school/speech-art/speech2 строятся на игровой основе, для взрослых – на осознании логической стороны искусства. Важно помнить, что подобные навыки требуют ежедневного закрепления и совершенствования.
Как быстро усовершенствовать технику сценической речи
Часто талантливые люди страдают оттого, что не могут донести свои идеи до большого количество людей. Причиной становится нечеткое произношение или монотонное изложение материала, от которого уже через пару минут внимание рассеивается, а потом начинает клонить в сон. Этого избежать довольно просто, если уделить должное внимание освоению азов ораторского искусства. Существует целая система, которая была разработана еще в древности. Она постоянно совершенствуется, но азы остаются неизменными. В основе лежит активация и проработка всех групп мышц речевого аппарата, осознанное управление дыханием и выразительность изложения.
Уроки и упражнения по развитию сценической речи для театральной студии и для публичных выступлений строятся на единых принципах, так что можно при выборе метода улучшения дикции и других параметров искать специальные курсы, либо просто присоединиться к занятиям театралов.
За ориентир берется знание о том, что профессиональный оратор использует все возможности своего речевого аппарата, чтобы постоянно удерживать внимание и привлекать интерес слушателей. А значит, придется уделить внимание каждой составляющей этого удивительного по силе воздействия искусства, чтобы использовать все ресурсы.
Техника речи: советы и упражнения
Система складывается из нескольких составляющих, они взаимосвязаны. Но стоит учесть, что работа ведется сначала отдельно по каждому элементу и только при достижении определенных результатов допускается их постепенное соединение. Так, проработка начинается с проговаривания отдельных звуков, затем звукосочетаний и только потом, когда качество удовлетворяет, начинается проговаривание слов и предложений. По этой аналогии проводится развитие дыхания, артикуляции и других компонентов.
Освоить базу можно самостоятельно, но лучше задуматься о посещении групповых занятий по сценической речи в театральном коллективе. Причина кроется в том, что для эффективной работы и оценки результатов необходим контроль со стороны. Голос, темп и тембр для говорящего звучат совершенно иначе, чем для слушающих, а значит, нужна независимая оценка эффективности занятий, коррекция дальнейших тренировок и отдельных пунктов программы подготовки.
Упражнения для постановки дыхания
Это универсальные знания и навыки. Они пригодятся не только при разговоре, но и при борьбе с волнением, неуверенностью, помогут в стрессовых ситуациях. Замечено, что сердцебиение можно замедлить или ускорить в соответствии с дыхательными ритмами, поэтому явная польза уже есть, к тому же именно дыхание становится базой для напевной речи и ее широких выразительных возможностей. Основа – глубокое диафрагмальное дыхание носом, без подхватывания потоков ртом. Для этого:
- делают вдохи и выдохи, широко открыт рот, но перенаправляя воздух в нос;
- чуть наклоняясь вперед, дышим на равные счеты, начиная с 4, постепенно увеличивая до 7–8, при этом нельзя замирать, одно действие сразу переходит в другое;
- подключаем воображение и на вдохе нюхаем цветок, на выдохе выпускаем воздух тонкой струйкой со звуком «пф».
Комплексы тренингов и упражнений по сценической речи для студентов могут варьироваться, но дыхательный блок присутствует всегда, в том или ином виде.
Следующий этап мастерства – проговаривание длинной фразы на одном выдохе. При этом жертвовать окончаниями нельзя. Они должны быть полностью слышны. Подхват воздуха тоже не допускается. Сначала все выполняется в статичном положении на устойчивой позиции. Затем добавляется движение, что развивает концентрацию внимания в режиме многозадачности.
Степень усложнения определяет наставник индивидуально. Для ребенка подобные занятия всегда проводятся с элементами игры и добавлением внешних атрибутов, например, перышек или горящей свечи.
Упражнения сценической речи для артикуляции
От уровня развития мышц и степени управления ими зависит четкость произношения. Это одна из наиболее трудоемких сторон работы. Она начинается с проговаривания отдельных гласных, затем связок из 2–3 звуков с предельно понятным переходом между ними. Следом идут согласные, мягкие и твердые отдельно. Для этого есть специальные установки, с которыми знакомит наставник на собственном примере.
Обращать внимание нужно не только на внешнее проявление, но и ориентироваться на звук. Только после освоения основ можно переходить к скороговоркам. Четкая сцен речь для актера и дикционные упражнения для театралов немыслимы без этого элемента занятий. Принцип – по нарастающей. Сначала медленно и шепотом, затем с постепенным ускорением и добавлением громкости, с доведением до декламации. По мере освоения техники будет повышаться выносливость и объем легких, а также привычка плавной подачи воздуха и его экономный расход при достаточно сильном и богатом звучании голоса.
Работа над дикцией
Четкое произношение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка важно в общении и для детей и для взрослых. Окончательное формирование умения происходит в разном возрасте, а в некоторых случаях самостоятельно до конца не формируется, требуя специальных занятий для достижения результата. При выражении эмоций нельзя позволить им превалировать над качеством звучания. В движении сценическая речь и актерское мастерство подвергаются дополнительному испытанию, поэтому отработка навыка говорить в любой ситуации, в покое или активном перемещении по сцене – следующая ступень и к ней нужно быть морально готовым.
Упражнений для данного раздела мастерства много. Наиболее известные – это снова скороговорки. Сборников много, можно выбирать как известные, так и мало востребованные. Критерием отбора служит достижение определенной цели, например, проработка трудного буквосочетания, определенной фразы или тренировка навыков, совмещенная с разделом сцен речи в упражнениях по посылу звука.
Урок должен давать результаты. После выполнения блока упражнений методом закрепления результата послужит прочтение сложного текста с максимальной выразительностью.
Тренинг «Язык без костей»
Отличный способ поднять настроение, вспомнить детство и принести реальную пользу своим мышцам. Для выполнения понадобится зеркало. Тренировка состоит из нескольких частей.
- Вращение кончиком языка по часовой стрелке и против нее по 10 раз. Рот слегка приоткрыт, контроль проводится визуально.
- Максимально высунуть язык, свернув трубочкой, и подуть в нее. А затем попытаться подвигать в таком состоянии в разные стороны.
- Провести языком по внешней стороне верхних и нижних зубов.
- Слегка покусывать эту мышцу до появления тепла.
Работа над сценической речью начинается с разминки и эта – одна из самых эффективных. Результатом становится повышенная четкость произнесения слов, ощущение легкости при озвучивании длинных фраз, сложнопроизносимых терминов.
Упражнение «Пробка»
Для занятия понадобится обычная пробка от шампанского. Это аналог разговора с камушком во рту, только в этом случае нельзя разжимать зубы, в которых держится аксессуар. Для проговаривания выбирается простая короткая скороговорка. Задача – при произнесении слов не выпустить пробку из зубов и при этом добиться максимально четкого звучания.
Использование этого метода поможет превратить занятие по сценической речи в театральном коллективе в веселое соревнование, проигравших не будет. Каждый получит свою долю опыта и хорошее настроение. Польза велика и для внешнего вида. Чередование напряжения и расслабления лицевых мышц повышает упругость кожи, подтягивает овал, разглаживает складки в области носогубного треугольника. После того как задание выполнено, ощущается легкость в разговоре, значительно повышается качество дикции.
Методы обучения сценической речи
Существует несколько наиболее успешных вариантов улучшения дикции и речи. Они берутся за основу, творчески перерабатываются и дополняются каждым специалистом, проводящим занятия для детей или взрослых с учетом возможностей участников тренинга. Наиболее популярные методики:
- полное погружение, при котором блоки взаимодополняют друг друга, ставка делается на интенсивность, при этом занятия по сцен речи и уроки актерского мастерства проводятся часто, с обязательной фиксацией достигнутых результатов;
- поэтапное освоение, при котором сначала ставится простая задача и усложняется по мере нарастания мастерства;
- игровой вариант, подходящий в равной степени и взрослому и ребенку, поскольку задействовано воображение, нет однотипных тренировок, каждый раз задание варьируется, приводя к отличному результату;
- партнерская программа доступна в большей мере взрослым, где со стороны наставника идет совет, но не жесткое требование.
При должном упорстве любая методика быстро дает видимые результаты.
Проверьте свои знания
Чтобы точно знать, что материал понятен, стоит подобрать и пройти несколько тестов на знание правил и принципов того, как формируется и тренируется актерская речь и упражнения, на какие виды должны быть в приоритете. При этом можно работать самостоятельно или отдать предпочтение занятиям с наставником. Это зависит только от личных предпочтений, поставленной задачи и наличия времени для тренировок.
Основные вопросы, на которые нужно ответить для себя:
- для чего это нужно именно мне;
- какие выгоды сулит полученное умение;
- как много времени я готов потратить на занятия;
- как комфортнее заниматься, в группе или индивидуально;
- как планируется применять новый навык.
Учиться, тренироваться и самосовершенствоваться придется постоянно и тогда ораторские способности удивят всех окружающих, привлекут внимание и помогут добиться новых высот в выбранном направлении, будь то выступление перед публикой или построение личных отношений.
Брянск Today