Детская улыбка стоит всех сокровищ мира, но для того, чтобы ребенок был счастлив, он должен воспитываться в семье, быть накормленным, обутым, одетым, окруженным заботой, вниманием, любовью. К сожалению, в действительности так бывает не всегда. Иногда в силу трагических обстоятельств, но чаще из-за попустительства (нерадивости, безответственности) родителей или потери взаимопонимания, как это часто случается с подростками, ребенок оказывается один на один с ситуацией, из которой выбраться самостоятельно ему не под силу. И тогда на помощь приходит спасательная команда, состоящая из ряда служб, являющихся целой государственной системой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Большая дружная семья
Особое место, в этой системе, занимает «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Брянска». Именно сюда привозят детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, иногда прямо с улицы. Иногда ночью из дома, где мать и отец не выполняют должным образом свои родительские обязанности. Здесь оказываются дети в ожидании дальнейшего жизнеустройства. Их принимают в любое время дня и ночи, осматривают, кормят, оказывают психологическую поддержку.
В центре трудится коллектив, пообщавшись с которым, хочется назвать его одним словом – материнский. Все, от директора до бухгалтера, воспитателя и дворника настроены на то, чтобы каждый ребенок, который попадает сюда, чувствовал себя как в семье. И как в любой семье, здесь бывает целый ворох привычных забот: простуды, плохие отметки, озорство и непослушание. Как интереснее занять развивающими играми малышей. Как одеть школьников, чтобы они выглядели не хуже «домашних». Поэтому всем миром придирчиво подбирают одежду, проверяют рюкзак со школьными принадлежностями, стригут и заплетают косы.
Центр расположен в компактном здании бывшего детского сада. Его работники и дети даже своим размещением очень сближены, поэтому внутренняя обустроенность напоминает место проживания большой дружной многодетной семьи, что еще дополняется аппетитным запахом предстоящего вкусного обеда.
Вырастили кристалл из песка
Как-то сразу нахожу дверь в волшебный мир и попадаю в творческую мастерскую педагога дополнительного образования Аллы Александровны Гридчиной. От окружающей красоты захватывает дух и разбегаются глаза.
А Алла Александровна, словно и не замечает моего восхищения, с гордостью рассказывает о своих воспитанниках, которые самостоятельно вырастили кристалл из песка, связали ажурные салфетки и скатерти, смастерили домики, цветы, человечков, - всего не перечесть.
- А бывает, что кто-нибудь не хочет ничем заниматься?
- Конечно, бывает.
- И что тогда?
- Приглашаю просто посидеть и понаблюдать за работой других.
- Срабатывает?
- Беспроигрышно. Главное – разжечь интерес, а потом уже не удержишь. Для каждого разрабатывается индивидуальная программа. Был у меня 4-летний мальчик Сережа, который не умел зашнуровывать ботинки (продевать шнурок в люверсы). Я предложила ему собирать гирлянды из бусинок, нанизывать их на нить одну за другой. А в результате он научился мастерски управляться с обувью. Много проводим индивидуальных занятий с мозаикой – развиваем мелкую моторику.
Сейчас заняты изготовлением елочных шаров с желаниями, которые будут украшать елку спонсоров, а дети будут ждать чуда. Возможностей много, но сложность в том, что мы никогда точно не знаем, сколько времени у нас пробудут дети, поэтому дорожим каждым мгновением, стараемся как можно больше вложить в каждого ребенка знаний и умений, привить детям необходимые в жизни навыки.
Маленькими шажками возвращают ребенка к нормальной жизни
Путешествую дальше и, постепенно погружаясь в уютную атмосферу этого дома, уже не удивляюсь рассказу социального педагога Ксении Авазовны Давыдовой о ее подопечной: «Мы с Настей после девятого попробуем поступить в техникум, а, если что-то не получится, вернемся в школу и пойдем в десятый…». Впрочем, многие родители сталкиваются с аналогичными проблемами.
С интересом слушаю рассказ педагога-психолога Натальи Юрьевны Моликовой о тех сложных вопросах, которые ей и ее коллегам приходится решать. В первую очередь, они разбираются, почему ребенок попал в центр, какие у него были проблемы во взаимоотношениях. А после начинается кропотливая работа по адаптации, учебной мотивации, снижению тревожности, если необходимо - коррекции. Постепенно, маленькими шажками они приближаются к сути каждой ситуации, и начинают работу по возвращению ребенка к нормальной позитивной жизни, стараясь дать ему правильное направление в дальнейшем.
Коллектив гордится своим центром. Вот как о нем рассказывает старшая медицинская сестра Нина Ивановна Смолина:
- Наше учреждение уникальное. В его структуру входит приемное отделение, на данный момент единственное в регионе, в которое дети помещаются при поступлении. Высококвалифицированный медицинский персонал наше богатство. Медсестры, осматривают поступающих детей, организуют необходимые обследования и диспансеризацию для дальнейшего жизнеустройства.
Приходят подавленными и разуверившимися в родных людях
Дальше дети переводятся в стационарное отделение и распределяются по группам: младшие с 3 до 7 лет – в «Сказочный мир», дети с 7 до 18 лет – в «Непоседы» - продолжает рассказ заведующая стационарным отделением Ольга Сергеевна Усякова:
- В нашем коллективе трудятся 13 воспитателей и 4 помощника воспитателя, которые стараются компенсировать недополученные любовь и ласку. Играют, рисуют, отводят в школу, делают уроки, заботясь и опекая детей круглосуточно. Три специалиста по социальной работе выполняют солидный объем работы, собирая и восстанавливая отсутствующие документы, оформляют личные дела детей. Ведь пока одни из нас берут на себя все заботы о детях, другие стараются направить нерадивых родителей на путь исправления, разбираются в конфликтных ситуациях.
Даже когда центр возвращает детей родителям, мы еще долго осуществляем патронаж этих семей. Наша наиглавнейшая профессиональная и человеческая задача – вернуть детей в родную семью, в крайнем случае – в приемную. К счастью, отправка детей в детский дом сегодня – случаи единичные, но из-за каждого из них глубоко переживаешь.
С 2013 года, когда произошло объединение трех приютов районов города в один нынешний центр, в нем трудится заместитель директора Елена Владимировна Сумальчикова.
За эти годы здесь побывало более 1400 детей и подростков.
- Знаете, какими они к нам приходят? - рассказывает она. – Растерянными, подавленными, физически ослабленными, разуверившимися в родных людях, педагогически запущенными, в разном психическом состоянии. Наша задача - отогреть детские души, вернуть веру в себя и желание улыбаться. Поэтому мы постоянно ищем новые формы работы, помогающие раскрыть их способности, внутренний потенциал, развить лидерские качества, научить быть успешными.
Мамочка, прошу не пей, меня и брата пожалей!
В 2017 году, по собственной инициативе создали творческое объединение единомышленников, которое занимается различными направлениями творческой самореализации детей. С 2018 года мы разрабатываем и реализуем социальные проекты «Поверь в себя» и «Атмосфера успеха».
Разобраться во внутреннем мире детей, снять тревожность помогают занятия по нейрографике, которые проводятся под руководством опытного педагога-психолога, куратора мастерской изо-терапии - Татьяны Викторовны Николаевой. Под руководством воспитателя, с многолетним стажем работы, Маргариты Львовны Перлиной, куратора мастерской «Юные поэты и прозаики» дети пишут стихи и небольшие рассказы.
Это даёт им возможность не только попробовать свои творческие силы, но и выговориться, высказать на бумаге затаенную боль, выплеснуть свои эмоции. Без сопереживания детские строки читать невозможно: «Мамочка, прошу не пей, меня и брата пожалей!!! Нас из центра забери. И много счастья подари. Работу, пожалуйста, найди, другого нет у тебя пути», - пишет 13-летняя В.
«Мама, ты ждала меня всегда, ты – моя путеводная звезда. Прости меня, мама, прости, потому что я сбился с пути», - пишет 16-летний К. В этих строках и любовь, и отчаяние, и раскаяние.
Работы детей собраны в сборник, который издали собственными силами, сначала в электронном виде, затем в печатном. Дети должны быть адаптированы к действительности и уверенно ориентироваться, на своем возрастном уровне, в современных реалиях.
2021 год объявлен в России – годом Науки, поэтому большое внимание уделяется работе IT- Площадки, в работе которой используются информационно-коммуникативные технологии, ребята знакомятся с правилами информационной безопасности, новинками в IT- сфере и участвуют в проектах.
СРЦ - это сердце
Познакомившись с насыщенной жизнью коллектива, его воспитанниками, задаю вопрос директору центра Екатерине Петровне Бондарь, который, как оказалось, она слышит неоднократно:
- Как, постоянно сталкиваясь с таким количеством боли, несправедливости по отношению к детям, можно работать?
- Это вопрос мотивации. Мы не зацикливаемся на боли, проблемах, мы получаем удовольствие от результата своей работы. Когда наш общий дом наполняется смехом и радостью детей, возвращающихся с прогулки или спешащих на обед, разве это не счастье?! И добавляет в заключение беседы:
- Знаете, как недавно назвал нас семилетний Коля? Он нараспев произнес сокращенное название учреждения «С-Р-Ц» и воскликнул: получается «сердце». Наш центр – это сердце!
Пусть же для всех детей и подростков время, проведенное в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних города Брянска, останется временем сердечной теплоты и искренности людей, которые каждому из них отдали частичку своего непростого труда и доброй отзывчивой души.
Ирина Левина
В статье приведены реальные истории из жизни детей, все имена вымышленные.
Брянск Today