Многие сталкивались с платной страховкой при кредите, SMS-уведомлениями о рейсе, "помощью на дорогах" при покупке авто. Без этих опций купить нужное сложнее или дороже. Закон "О защите прав потребителей" запрещает обуславливать покупку одного товара приобретением другого.
Несмотря на это, жалобы в Роспотребнадзор растут. Первый зампред Комитета Госдумы по промышленности и торговле Александр Козловский отметил, что интернет-магазины и онлайн-агрегаторы особенно преуспели в навязывании услуг. Закон, вступающий в силу 1 сентября 2025 года, призван это исправить.
Маркетплейсы, автосалоны и другие организации, навязывающие платные услуги, могут столкнуться с 40-кратным увеличением штрафов. Законопроект планируют принять до 1 сентября 2025 года, одновременно усилив защиту потребителей. Эксперты "Парламентской газеты" рассказали, как отказаться от таких услуг уже сейчас.
Итак, дополнительные услуги должны предлагаться только с согласия потребителя. Закон запрещает их навязывание до заключения договора на основной товар. Дополнительные опции – только по отдельному договору. Никаких проставленных заранее галочек.
То есть если клиент "не заметил" или ему "не сообщили" – то ему услугу навязали. За такое штрафы вырастут до 300 тысяч рублей для должностных лиц и до 1 миллиона рублей для компаний.
В Союзе потребителей России объяснили, что возможность отказа от навязанной услуги есть и сейчас.
Возврат оформляется в срок от трех до четырнадцати дней. Нужно предоставить чек и направить заявление о возврате. Также вы можете потребовать отключения, перерасчета или возврата средств, если услуга не оказана. Услуга, включенная без согласия, незаконна.
При отсутствии ответа от организации – жалоба в Роспотребнадзор. Ведомство может вынести предупреждение или инициировать проверку. Юридическую помощь окажут общественные организации.
Ранее мы сообщали, что брянских школьников с ОВЗ обеспечат двухразовым питанием на дому.
Ярослава Соболева