В Брянске наблюдается бум церковного строительства

Однако, нужно ли небольшому провинциальному городу столько храмов, почему-то никто не обсуждает

Непонятно также кто финансирует эти мега-стройки, и, главное, кто будет содержать потом православную инфраструктуру. Храмы строят оперативно и с размахом. Год назад Патриарх торжественно открыл на проспекте Ленина кафедральный Свято-Троицкий собор на три тысячи прихожан. В начале осени в решающую стадию вступили работы по восстановлению Успенского собора на территории Свенского монастыря. Как сообщает, он должен уже перекрыть кафедральный собор по размерам. Иконостас обещают размером с пяти этажный дом.

Достраивают церковь на Новостройке, торжественно заложен храм в поселке Октябрьский… И это только начало! В феврале этого года мэрия Брянска выделила 30 (тридцать!) участков в городской черте  под строительство храмов. Как сообщается в пресс-релизе брянской епархии по этому поводу, главная цель масштабного строительства,  это обеспечить жителей областного центра церквями «в шаговой доступности».

Не будем придираться к стилистике пресс-релиза, который говорит о церквях как о небольших супермаркетах. Отметим лишь стремление светских и религиозных властей, которые  стремятся обеспечить брянцев не только недорогим хлебом и колбасой, но максимально доступным местом для реализации духовных, так сказать,  потребностей. Давайте подумаем о другом. А вот сколько, на самом деле, церквей нужно Брянску? Вопрос не духовный, а светский, но, согласитесь, вполне имеющий право на существование.

Кто скажет, что чем больше, тем лучше и будет долго говорить про возрождающуюся духовность. Наиболее продвинутые будут ссылаться на число брянских церквей до революции. Но давайте оперировать цифрами и фактами. По разным опросам, от 60 до 70 процентов россиян причисляют себя к православным. Правда, на этом, для большинства из них, религиозные поиски заканчиваются. Только 17% россиян соблюдают религиозные обряды и только восемь (!) процентов опрошенных посещают церковь хотя бы раз в месяц, а не только на большие праздники.

По данным интернет энциклопедии Википедия, сейчас в Брянске функционирует 33 церкви, не считая соборов. В областном центре, по самым грубым подсчетам живет полмиллиона человек. Если мы будем придерживаться российской статистики, то получится, что, хотя бы раз в год, в брянские церкви ходят около 300 тысяч человек, а регулярно всего 50 тысяч (!). Получается, что если все запланированные церкви будут построены, то на каждую придется меньше тысячи активно практикующих верующих...

А теперь, давайте обратимся к французскому опыту, на который мы постоянно ссылаемся в других колонках. За годы владычества католической церкви, во Франции было понастроено более 45 тысяч церквей и соборов. Причем, все это было возведено до начала 20-го века. С 1905 года Франция объявила себя светским государством, и отказалось от прямого или косвенного финансирования строительства новых церквей. Сейчас в стране с 65 миллионным населением, только 15 миллионов французов считают себя практикующими католиками. Получается, что на одну французскую церковь приходится всего лишь чуть более 300 верующих (!).

Лично могу засвидетельствовать – французские церкви стоят абсолютно пустые. Лишь туристы укрываются в них от летней жары. Церкви, по сути, во Франции это просто памятники архитектуры, а монастыри превратились в заводы по производству алкоголя и парфюмерии. Знаменитый ликер Шартрез из этой же оперы.

Идем дальше. Как то невнятно нам объясняют, а за чей счет, собственно ведется масштабное религиозное строительство в Брянске. Пожертвования прихожан? Деньги православной церкви?  За деньги государственного или местного бюджетов? Задавать вопросы о деньгах тут как то неловко. Всегда можно попасть на обвинение в бездуховности. Но многие, почему-то, были в шоке, когда от агентства Интерфакс сообщило, что строительство брянского собора оценено в 430 миллионов рублей. Потом эта цифра выросла до 500 миллионов. Это, по европейским деньгам, больше десяти миллионов евро.

А вот мне кажется, что власти лукавят и стройка вышла еще более дорогой. Объясню. Во Франции, недавно построенная скромная католическая  церковь в пригороде Лиона официально обошлась в четыре миллиона евро (160 млн. рублей), единственный новый собор с начала 20го века построенный во французском Эври в пятнадцать миллионов евро (600 млн. рублей, а он куда скромнее брянского). Ну а не самая грандиозная мечеть, строительство которой начинается в Марселе, будет стоить  22 миллиона евро (880 млн. рублей).

Да при чем тут мусульманская мечеть и наш брянский собор, - спросите вы. Подождите. Официально брянскими властями было объявлено, что наш собор строится исключительно за «народные» деньги, пожертвования. К началу 2008 года после активной кампании были объявлено, что собраны чуть более 20 миллионов пожертвований. На этом данные обрываются и, каким образом, и кто пожертвовал недостающие сотни миллионов остается загадкой.  Вся дальнейшая информация по финансированию и стоимости работ была объявлена «коммерческой тайной».

Такая же странная история повторяется и с восстановлением собора Свенского монастыря.  Недавно брянских бизнесменов призвали пожертвовать хоть по тысячи рублей на это богоугодное дело. Но мне кажется, даже если они пожертвуют и по десять тысяч, сотни миллионов тут никак не собрать. Во французском Марселе на «народную» мечеть арабами собрано пока всего 33 тысячи евро пожертвований (нужно, напомню,  22 миллиона). Теперь у марсельских арабов надежда только на помощь нефтяных шейхов, которые, на самом деле и финансируют религиозные стройки.

У нас нет шейхов, но у нас есть, так называемые естественные государственные монополии, которые в вопросах финансирования строительства религиозных строек куда как щедрее. Это ж вроде и деньги не государственные, хотя как посмотреть, конечно. Кто из них и сколько  «вложился» на брянский собор может, когда и выяснится.

Тут еще один вопрос непростой возникает. А вот эту всю огромную строящуюся православную  инфраструктуру кто будет содержать? Во Франции с начала 20го века, все религиозные сооружения были объявлены госсобственностью. Церковь эти помещения у государства как бы бесплатно арендует для своих нужд. Все церкви объявлены памятниками архитектуры и достопримечательностями и находятся на балансе городов и муниципалитетов. А теперь французские муниципалитеты стонут, потому что на фоне экономического кризиса  содержание церквей обходится им в копеечку.

Недавно мэрии Тулузы пришлось раскошелиться на капитальный ремонт местного собора – 1,5 миллиона евро (60 млн. рублей). И это при том, что ежегодно на мелкий ремонт и обслуживание церквей в бюджете Тулузы заложено 200 тысяч евро (8 миллионов рублей).  Церкви, это ведь не только святыни, это еще и простые здания, которые надо отапливать, красить, освещать и ремонтировать. Почему то никто нам не объяснит на чьи плечи все это ляжет и если ляжет это на брянский городской бюджет, то, как последний будет с этим справляться.

…если на трассе Брянск-Калуга свернуть на деревню Журиничи, то перед самым лесом вы упретесь в оригинальную недавно отстроенную церковь. Любой из деревни вам охотно расскажет, что храм, якобы, сооружен на личные средства всесильного экс руководителя ФСБ Николая Патрушева. Так он, по слухам, отблагодарил деревню, родину своей матери. Каков практический смысл подобного строительства в деревни с сотней домов, населенной, в основном, дачниками, сказать трудно.

История журиничской церкви дает ключ к пониманию и происходящего в брянском церковном строительстве. Никакой рациональности, деньги непонятного происхождения и секретность на уровне военного объекта. Кто-то из сильных мира сего искупает неведомые нам грехи. Хотя Вера на то и Вера, что абсолютна иррациональна. Ну и в Брянске красивых зданий всегда было мало.

Написана для октябрьского номера журнала "Точка"

Источник

Брянск Today





О РЕКЛАМЕ О ПРОЕКТЕ НАПИСАТЬ ЖАЛОБУ

© «БрянскТоdау» 2022. All rights reserved. Возрастная категория сайта: 18+