Александр Чернов: Совет стаи решил, что Акелла промахнулся

Экс-ведущий "Серьезных терок" обстоятельно рассказал БрянскToday о причинах своего ухода из проекта 

Мы уже сообщали, что вчера проект "Серьезные терки" покинул ведущий Александр Чернов . Материал вызвал немало откликов. В связи с этим мы обратились к главному герою новости с просьбой прокомментировать последние события. Александр, который долгое время работал в печатных СМИ, прислала нам материал который можно озаглавить как интервью с собой. Публикуем его без правок и сокращений:

Почему проект «Серьезные терки» сменил ведущего?

Так постановил Совет Стаи. Подозрительно почти единогласно – при одном «против», одном воздержавшемся и еще одном непонятно как. Совет решил, что «Акела промахнулся», и «стае нужен новый вожак». Не обошлось само собой и без первой скрипки Шакала. Все помнят, думаю, этот чудный советский мультфильм про Маугли.

Теперь у проекта «Серьезные терки» будет другой ведущий. Если будет. Человек мне этот известен – он ведущий новостей и редактор на одном из брянских телеканалов, но называть его также не буду. Всегда его уважал и считал хорошим приятелем. Не перестаю этого делать и сейчас. Пусть сам решает, надо ли ему все это.

Насколько я в курсе, товарища ввели в заблуждение, сказав ему, что я останусь на проекте в качестве некоего «продюсера», который, как и прежде, будет делать всю текущую и черновую работу: определять темы, находить героев, уговаривать их придти, придумывать вопросы и концепцию каждого нового заседания Дискуссионного клуба.

Само собой, бесплатно, но теперь как бы «в тени». Дескать, я устал и хочу отныне оставаться за кадром. Так как сам, к счастью, понял, что я бестолковый телевизионный ведущий.

Ты согласен с этим утверждением – насчет бестолкового телевизионного ведущего?

И да, и нет. Да, потому что я никогда не был телевизионным ведущим до съемок «Серьезных Терок». Полтора десятка лет я проработал в газетах и на Интернет-сайтах, ну еще немного на радио. Однако уже после первого выпуска Дискуссионного клуба я научился правильно управляться с микрофоном – не крутить его из стороны в сторону, не забывать его «подсовывать» тем, с кем беседую. На самом деле, это очень трудно: вести беседу и одновременно думать о бездушной технике. Но в очередной раз я скромно понял про себя, что вполне обучаем.

То есть при всех недочетах ты все-таки хотел и стремился быть ведущим. Не желая уступать дорогу профессионалам?

Мне незачем было уступать эту самую дорогу. И некому. Во-первых, охотников просто не было. Впрочем, до определенного момента, который уже наступил. Во-вторых, как можно уступить кому-то то, что сам придумал и взрастил? Не понимаю. Это был (да, именно так – для меня теперь в прошедшем времени), так вот, это был Авторский Проект. Его придумали три человека, в том числе и я. С ним мы пришли к хозяину клуба, в котором все это время проходили съемки телевизионной Интернет-версии Дискуссионного клуба, и он поддержал идею. Мне даже показалось, что загорелся.

Затем встал вопрос продвижения продукта. То есть о телевизионной версии поначалу и речи не было. Была задумка делать как раз Дискуссионную Площадку, где высказывались бы разные мнения. Ничего подобного в Брянске до сих пор не было: проходившие некогда в кафе «Апельсин» и быстро почившие в бози Политические Дебаты не в счет – все-таки они замышлялись под выборы конкретного человека в Госдуму. Здесь другой случай: проект задумывался исключительно как социальный. И был изначально лишен какой-либо финансовой подпитки со стороны партий, корпораций и олигархов.

Но общие раздумья привели к тому, что телевизионная версия все же необходима. Так о проекте узнают многие и быстро. Но на какой-либо из телеканалов предлагать не существовавший на тот момент продукт было глупо. Оставался Интернет, и нам показалось, что это тоже немало. Стали искать людей, которые бы согласились делать телеверсию бесплатно – как и мы, на голом энтузиазме. Такие люди, как ни странно, нашлись – парни и одна девушка из студии «Творческое Объединение» во главе с телевизионным журналистом Виталием Угримовым, еще недавно работавшим на канале «Губерния». Они знают свое дело, у них профессиональное оборудование и даже есть съемочный кран – самопальный, но тем не менее.

Я безмерно благодарен студии «Творческое Объединение» за их порыв принять участие в нашем Авторском Проекте: в наше сугубо меркантильное время не каждый на это способен. Признателен я им и за то, что дали возможность почувствовать себя в новой роли телевизионного ведущего. Пусть и кратковременный это оказался опыт, но бесценный и очень интересный. Скажу честно: мне понравилось – понимаю теперь коллег-телевизионщиков, когда они говорят что телевизионный эфир сродни наркотику.

Поэтому ты и не смирился с тем, что тебя лишили статуса ведущего? Получается, все дело в глупых амбициях и в том, что ты вдруг почувствовал себя «звездой»?

Каждый выпуск Дискуссионного клуба «Серьезные Терки» буквально за два-три дня после того, как выкладывался в Сеть, с легкостью набирал по тысяче с лишним просмотров. Всего же – около полутора тысяч. Для сурового Брянска очень даже неплохой показатель. Смею надеяться, что в этом есть и моя заслуга: в том, как вел заседания Клуба, каких гостей приглашал и так далее, хотя и далеко не все получалось. Причем тут нужно учесть, что тот же YouTube относительно недавно ввел новые правила подсчета просмотров выложенных на этот видеохостинг материалов: счетчик «включается» только тогда, когда ролик посмотрен от начала до конца.

Но если для ролика продолжительностью от нескольких секунд до пяти-семи минут не составит труда сразу набрать несколько сотен просмотров (такое видео посмотрел быстро и тут же забыл), то с телевизионной версией «Терок» не так все просто. Тридцать пять-сорок минут записи диалогов и столкновений посмотреть, не отрываясь от экрана компьютера – не каждый сможет. Каким бы интересным ни было само видео. Впрочем, мне многие люди говорили, что наши «передачи» смотрелись на одном дыхании. Хорошо, если так.

Мы старались делать наши «программы» для думающей аудитории. И она у нас, к счастью, быстро появилась. Этот факт придал нашей команде сил и заставил поверить в себя: мы все здравые люди, и глупо скрывать, что вначале очень сильно сомневались в нужности задуманного проекта. А мне просто понравилось быть «телевизионным ведущим». Некоторые хохмачи, наверное, не случайно стали называть меня всвязи с этим проектом «брянским Соловьевым» (намекая на схожую с ним фактуру и напор): мне понравился новый опыт – я понял, что это как раз то, чего мне не хватало в моей журналистской жизни.

Но дело не в какой-то там глупой славе. Мне их, славы и даже некоторой известности, за глаза хватает: в том именно объеме и виде, которые уже имеются. И другого не надо. Лишняя узнаваемость на улице мне только претит. Испытание медными трубами было пройдено в положенный для этого поздний юношеский возраст.

Так что тогда произошло? Почему в Сети появились сторонние, не от тебя сообщения, но о твоем уходе с проекта «Серьезные терки»?

Не знаю, какую цель преследовали те, кто разместил этот сообщение. Что примечательно, не в официальной группе проекта ВКонтакте, а на стороннем информационном ресурсе. Хотели сразу большой огласки? Торопились заявить о своем решении? Притом что была негласная договоренность: до следующих «Терок» никому и ни о чем – люди сами обо всем узнают.

Не понимаю, и почему они назвали себя «организаторами». На самом деле, не будучи ими – ни по факту рождения проекта, ни по его непосредственной технической организации.

Мой телефон надорвался от звонков, когда появилось это сообщение. Каждому звонившему приходилось говорить, что «так уж вышло». И «быть может, расскажу чуть позже». Знал, что наверняка не сдержу обещание, но ситуация развивается так (появились ненужные и даже оскорбительные слухи и домыслы), что я вынужден писать вот это «интервью от первого лица».

Что произошло? Если совсем просто, то меня «выдавили» с проекта. Когда все решается коллегиально – посредством странных демократических голосований (как известно, еще Уинстон Черчилль сказал, что нет худшего способа управления, чем демократия), то это достаточно просто сделать. Появляется группа «заговорщиков», выбирается общий враг, и дело в шляпе. Про это еще старик Дарвин писал. Ничего нового.

Посмотрите телевизионные шоу про различные тропические острова, где две команды борются друг против друга, а затем, когда остается одна, начинается внутривидовой каннибализм. Только тут одна команда была – путь до каннибализма был резко сокращен, но не суть важно. 

Для чего ты бросил клич о сборе денежных средств на проект посредством «краудфандинга» – с миру по нитке, проще говоря?

Пересказывать свою позицию не буду – обо всем можно по ссылке прочитать. Единственное, комментарии к публикации вызывают подозрение: написаны они в одном стиле практически и в одном ключе. И появились почти сразу. Ну да ладно – скорее всего, это просто паранойя…

Опубликовал это сообщение – про «краудфандинг», потому что искренне полагаю: социальные проекты должны поддерживаться социумом. В Европе, по которой я поездил и где успел поучиться (тот же Летний Университет Совета Европы), это в порядке вещей. У нас тоже к этому приходят. Но, увы, пока не в Брянске. Не созрели, быть может. Как видимо, и сам проект «Терок» тоже слегка опередил свое время. Куда еще ждать, скажет кто-то? Но да, опередил: мне звонили депутаты горсовета Смоленска и просили помощи в организации нечто подобного – завидовали, что Брянск их обогнал в этом вопросе.

Однако мое сообщение внутри команды проекта было воспринято резко негативно – специально для этого была даже собрана отдельная творческая планерка, проходившая в уже позабытом стиле советских партийных собраний: не имел права – проявил самоуправство, опозорил, опорочил, навлек негатив на весь проект и на каждого в отдельности… Ату его, братцы!

Я и пошел. Встал, оделся и вышел. Роль неоплачиваемого «продюсера» (рук, ног и жопы) – рабочей лошадки, которая все тянет за кадром, при новой голове (или сразу нескольких) меня не устроила. Как и тех, с кем я пришел и предложил концепцию этого проекта. Мы ушли – не я один. Остались те, кто пришел позже. И кого оставили.

Что дальше?

Надеюсь, проект «Серьезные Терки» будет развиваться, но уже без меня. Другой вопрос, как он будет развиваться. Но это уже детали. И меня он волновать не должен. Немного жаль, что название у проекта осталось прежнее. Но не я его придумал. И не мне его «отнимать». Да и не сильно оно мне было по душе, поэтому я всегда ратовал за другое название, более кондовое, но нейтральное – «Есть мнение?!», понимая, что серьезные люди для обсуждения серьезных вопросов будут стесняться приходить на «Серьезные Терки». Это название отдает лихими 90-ми годами прошлого века.

Жаль, что и проект будут эксплуатировать наверняка в прежнем виде. Но тут уже вопрос наличия фантазии и креативного мышления. Не буду настаивать, что формат полностью выдуман мной. Во-первых, как правильно заметили недавние коллеги, нечто подобное уже когда-то было – в том или ином виде. Во-вторых, нынешний формат – плод коллективного разума: каждый привнес в него частичку. Осталось не растерять то, что создали и выпестовали. Трудно, но выполнимо. При наличии желания. А его у наймитов и сторонних людей обычно по отношению к чужим Авторским Проектам немного бывает – такова общая практика.

Возможно, уже скоро я создам с ушедшими коллегами что-то другое. И наверняка это новое у нас «попрет». Лично я очень бы этого хотел. А вы?

 

Брянск Today





О РЕКЛАМЕ О ПРОЕКТЕ НАПИСАТЬ ЖАЛОБУ

© «БрянскТоdау» 2022. All rights reserved. Возрастная категория сайта: 18+