Брянский писатель готов судиться с депутатом Никифоровым

Николай Исаков отреагировал на скандальное выступление народного избранника

В редакцию «БрянскToday» обратился ветеран МВД, член Союза журналистов России Николай Исаков. Он решил прокомментировать скандальные высказывания депутата Брянской областной думы Вячеслава Никифорова. Последний, напомним, заявил о незаслуженном присвоении Суражу звания «Город партизанской славы». 

Николай Исаков говорит, что не имеет права давать волю эмоциям, но готов судиться с депутатом, чтобы восстановить историческую правду. Ветеран МВД прислал в редакцию текст, который мы публикуем в полном объеме без правок и сокращений:

Не проходите мимо обелисков

В своей книге « Так бы сгинула чума» я писал о ликвидации органами НКВД – МВД СССР на сопредельных территориях России и Белоруссии банды Козина. Банда не была 
частью «зеленого движения», она сформировалась из бывших полицаев, дезертиров, недавних фронтовиков Красной Армии, уже после войны совершивших бытовые уголовные
преступления.

Изучение природы подобного явления, не обошло вниманием предвоенный и военный периоды истории Суражского района. И сейчас, прочитав опубликованное в СМИ письмо депутата Брянской областной думы В. Никифорова, в котором он заявляет о якобы незаслуженном присвоении звания «Город партизанской славы» городу Сураж, я готов поддержать против него любые исковые требования для восстановления исторической правды или сам выступить с ними в суде при получении соответствующих полномочий.

После освобождения Суражского района предпринимались шаги по воссозданию масштабов народной борьбы в тылу врага, имен патриотов и их боевых заслуг. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1949 года орденами Красная Звезда и Отечественной войны 2 – ой степени была награждена группа отважных суражан, воевавших в составе 5 –ой
Клетнянской партизанской бригады. К награждению за подпольную работу в годы войны никто не представлялся. Страницы героической и жертвенной подпольной борьбы не вошли в историю суражского края.

В тот период негативную роль сыграли суждения некоего Руленкова, отрицавшего подполье. Он до войны был секретарем Суражского РК ВКП(б), в то время, когда один из будущих организаторов партизанского движения на Брянщине Д.В. Емлютин возглавлял Суражский межрайонный отдел НКВД СССР.С началом боевых действий Руленков оказался лично неспособным возглавить партизанское сопротивление у себя в районе, перебрался под Севск, под крыло Емлютина. С декабря 1944 года он работал в Брянском обкоме КПСС, являлся секретарем партийной коллегии.

За два с небольшим года эта коллегия подготовила персональных дел на коммунистов, которые проживали на оккупированных территориях и, по оценке самого Руленкова в тексте его воспоминаний, «не оправдали доверие нашей коммунистической партии». Он мог умыщленно скрывать все сведения о Суражском подполье, чтобы не выпячивать свои провалы первого военного времени.

Только через тридцать лет молчание о суражском подполье было прервано. Свет увидели мемуары белорусского полковника госбезопасности в отставке Героя Советского Союза Николая Михайлашева, который в годы войны из Добрушской партизанской бригады под Гомелем был направлен на базу спецотряда НКВД «Вперед» в клетнянские леса. Уже как заместитель начальника разведки этого отряда, он обеспечивал связь также с мглинскими партизанами и суражским подпольем. Одна из глав записок чекиста так и называлась «Под Суражом».

После издания книги Михайлашева в партийные органы различных уровней поступили многочисленные письма. Людьми двигали искренние побуждения отдать должное отважным героям, увековечить память о них и восстановить историческую справедливость. Специально созданная комиссия во главе с заведующим отделом административных органов Брянского обкома КПСС Г.А.Юдичевым 10 ноября 1974 года провела выездное заседание непосредственно в Сураже. Позиция Руленкова, который уже стал пенсионером союзного значения, не
изменилась.

Перед комиссией он даже не допускал вероятность подпольной борьбы с врагом, поскольку, по его словам, местному партийно – советскому активу в самом начале войны не удалось сплотить народ вокруг себя. Однако в ходе проверки было установлено, что в 1942 году в городе Сураже появилась группа патриотов, в основном, из молодежи, готовая вести
борьбу с врагом в трудных условиях оккупации.

Доставали медикаменты, передали партизанам график прохождения поездов, сведения о местопребывании и передвижении немецких частей, занимались агентурной работой и, имея радиоприемник, писали и расклеивали листовки. В подпольной группе было двадцать человек. Десять из них было расстреляны, а остальные после предупреждения об аресте в мае – июне 1943 года ушли в лес к партизанам. Комиссия подтвердила существование в Сураже подпольной организации.

…Заведующая Суражской поликлиникой Наталья Михайловна Шубабко состояла в подпольной организации партизанской бригады Еремина. Ее сын Владлен Войткевич возглавил молодежное подполье Суража, которое возникло стихийно подобно «Молодой гвардии» из Краснодона. Юноша, названный в честь Владимира Ленина, уже самим именем был заряжен на
незаурядность, лидерство, борьбу и вел эту борьбу до последнего дыхания. По дороге на казнь он напал на конвоира, попытался бежать и был убит на глазах своей матери и товарищей по подполью.

Над местом расстрела подпольщиков сейчас стоит обелиск. Почему о него не споткнулся депутат Никифоров, не зацепились его исторические знания, память и совесть? А я помню стихотворение еще моей школьной поры о памятнике у дороги – его читали у доски клятвенным текстом:

«Кудаб ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись…»

Николай Исаков, ветеран МВД, член Союза журналистов России

Брянск Today





О РЕКЛАМЕ О ПРОЕКТЕ НАПИСАТЬ ЖАЛОБУ

© «БрянскТоdау» 2022. All rights reserved. Возрастная категория сайта: 18+