В Ханты-Мансийском автономном округе продолжается преобразование транспортной сферы. Инициатива, призванная модернизировать услуги для населения, на деле столкнулась с волной критики от региональных предпринимателей. Они видят в ней не столько улучшение, сколько риски для честной конкуренции и будущего местного бизнеса.
Власти анонсировали обновление системы в Нижневартовске как один из ключевых шагов. В 2024 году через электронные аукционы были распределены 22 городских маршрута на длительный срок. Победителем этих торгов вышла столичная компания ООО «Домтрансавто», которая уже начала работу.
Официальная позиция заключается в строгом следовании закону № 44-ФЗ и открытости процедур для всех желающих. Целью декларируется исключительно повышение качества перевозок.
Однако представители местных транспортных предприятий указывают на иные последствия. По их мнению, технические условия конкурсов были сформированы администрацией города таким образом, что компании, долгое время обслуживавшие маршруты и вложившие средства в развитие, оказались в заведомо проигрышной ситуации. Это расценивается как злоупотребление со стороны заказчика и создание искусственных барьеров.
В ответ на запросы бизнеса чиновники ссылаются на обширный список действующих в регионе мер поддержки МСП:
- финансовые инструменты (льготные займы, гранты, компенсации);
- консультационные и образовательные программы;
- проекты по повышению конкурентоспособности.
Но у предпринимателей возникает резонный вопрос: какова практическая ценность этой поддержки, если единый тендер может лишить их всего рынка?
Отдельное недоумение вызвала масштабная закупка 241 автобуса в 2023 году. Контракт, заключённый в сжатые сроки с единственным поставщиком (ООО «АвтоМаз»), власти объясняют оперативностью исполнения и выгодными условиями. Техника должна использоваться на регулируемых маршрутах. Хотя формально аренда этих автобусов доступна каждому, на практике они оказались у нового, московского перевозчика, что лишь усилило дисбаланс.
Сложившаяся ситуация обнажает явное противоречие. С одной стороны, провозглашается поддержка локального предпринимательства, с другой — правила госзакупок позволяют принимать решения, которые фактически вытесняют местных игроков.
Поступает информация, что схема, опробованная в Нижневартовске, может быть расширена на межмуниципальные маршруты всего округа. План предполагает сначала заключение с местными компаниями краткосрочных контрактов (3-4 месяца), а затем проведение долгосрочных тендеров на 3-5 лет с условиями, под которые уже подстроен определённый оператор. Такие краткие контракты лишают югорские компании возможности планирования и доступа к льготным программам обновления автопарка.
Итогом может стать полная монополизация рынка перевозок одним иногородним игроком и исчезновение малого и среднего бизнеса в этой социально важной сфере на территории Югры.
Таким образом, ключевые вопросы остаются без ответа: можно ли в данных обстоятельствах считать конкурентную среду справедливой? Как согласуются громкие заявления о поддержке МСП с реальными механизмами, позволяющими под формальными предлогами устранять давно работающие предприятия? Решение, возможно, лежит в пересмотре самих принципов формирования заказов в сфере общественного транспорта.
Объединенные в «Союз автотранспортных предприятий Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» предприниматели уже обращались с просьбой разобраться в ситуации к губернатору округа, в правозащитные организации, к депутату Госдумы Николаю Харитонову и даже к президенту. Однако все их официальные письма отправляются на местный уровень власти, где в качестве ответа всегда приводятся одни и те же аргументы, за подписью одного и того же исполнителя: все положенные процедуры были соблюдены и нарушений закона не выявлено.
Возможно, пришло время признать: в социально значимых сферах — таких как пассажирские перевозки — нельзя руководствоваться лишь формальными нормами закупочного законодательства. Нужны специальные гарантии для местных перевозчиков, прозрачные и сбалансированные условия, а главное — соблюдение принципов конкуренции, не допущения скрытого сговора, прозрачности и открытости при проведении торгов, а также рассудительность в подходе, при котором модернизация не превращается в уничтожение местных предприятий с многолетним опытом.
Югорские предприниматели не против конкуренции — они против несправедливости. И пока чиновники продолжают ссылаться на формальное соблюдение законов, реальная экономика региона рискует остаться без среднего слоя — без тех, кто годами вкладывал в неё силы, деньги, репутацию и исправно платил налоги в местный бюджет. Один из ярких примеров это ООО «ПАТП-1» в городе Нижневартовске, которое за счет собственных средств инвестировало в инфраструктуру города и построило АГНКС, одну из первых в Югре, кроме того закупило за свои средства 15 единиц новых автобусов на метане, однако в силу ограничения конкуренции были вытеснены с рынка пассажирских перевозок Нижневартовска.