Каждый коммерсант живёт за счёт того, что покупает дешевле, а продаёт дороже.
Спекулянт норовит втридорога продать купленное по дешёвке, чтобы враз нажиться. Мошенники подсовывают всякую ерунду, но даже знаменитый жулик из рассказов О. Генри говорил: «Во всех моих незаконных отклонениях от легальной буквы закона я всегда держался того правила, чтобы продаваемый товар был налицо». Сам Остап Бендер чтил уголовный кодекс и, забирая стул, отдавал за него хоть ситечко.
А вот можно ли продать не купленный товар? Да, и пусть жулики всех веков переворачиваются в гробу от зависти. Изучим схему.
Пусть некий жилец многоквартирного дома платит за тепло 2000 рублей ежемесячно. За год набегает 24 тысячи. Отопительный сезон длится у нас 180 – 200 дней. Если взять по максимуму, то цена одного дня с отоплением – 120 рублей. Со 100-квартироного дома – 12 тысяч в день.
А теперь представьте, что отопительный сезон начался, но управляющая компания «по техническим причинам» припозднилась. Не сильно – всего-то на пять дней. Получается, что она получила за непоставленное тепло 60 тысяч рублей.
Самое интересное, что товар в этом случае не только не поставлен, но даже не куплен! В каждом многоквартирном доме на входе отопления от котельной стоит узел учёта тепла. И пусть котельная хоть кипяток подаёт к дому, но если тепло до квартир не доходит, то счётчик крутиться не начнёт. И управляющая компания не заплатит и копейки. Она продаёт вам товар, который не купила.
Но, может быть, существует реальная техническая проблема – воздушная пробка или сломанный вентиль? Это у вас проблема, вы мёрзните. А у управляющей компании не проблема, а сверхприбыль – каждый день вашего дискомфорта выливается в многотысячный «приз».
Что нужно делать управляющей компании, чтобы «заработать» эту премию? Правильно, ничего. Ничего делать не надо. Не надо готовить систему отопления к зиме, не надо следить за состоянием труб и вентилей, не надо удалять воздушные пробки.
Самое удачное в этой мошеннической схеме то, что пострадавшие жители свой гнев направляют на кого угодно, только не на тех, кто их грабит. Винить могут котельную, всю систему ЖКХ, власть, а «управлялка» оказывается в безопасной от критики зоне. И того, что она греет руки на холоде в квартирах, на мёрзнущих людях никто не замечает.
Почему так? Исторически повелось, что ЖЭК воспринимается как неотъемлемая часть единой государственной системы ЖКХ. Но уже давно ситуация изменилась, управляющая компания – такой же частник, как продавщица мойвы на базаре. Если вам продали рыбу «с душком», вы же не станете проклинать весь рыболовный флот страны? Не предъявите претензии губернатору? Не напишите жалобу в «Спортлото»? Вот и с теплом, как и с остальными услугами управляющей компании – точно так же.
Если что-то не так, нужно обращаться к той самой «торговке», которая подсунула товар «второй свежести» или продала то, что даже не покупала.
А что же делать, если «торговка» увиливает? Управляющей компании выгодно увиливать – чем дольше она вас морозит, тем больше получит неоправданного обогащения. И, значит, нужно немедленно писать заявление в жилищную инспекцию. Можно и в прокуратуру.
На будущее же следует подумать о том, что пора сменить «управлялку» – вы же не будете упрямо ходить к одной и той же торговке, которая раз за разом обманывает вас.
Дарья Алексеева