Пятница, 29 март 2024, 11:32

Малый бизнес канет летом

5344
Малый бизнес канет летом

В Брянской области порядка 40 тысяч представителей малого и среднего бизнеса находятся под угрозой банкротства в результате вынужденного простоя. Поддержка, обещанная правительством, доступна не всем. Легальная малая розница готовится закрываться, а теневой рынок растет.

Пан или пропал

Как пишет Forbes со ссылкой на президента Ассоциации малоформатной торговли Владлена Максимова, решение руководства страны поддержать малый бизнес и самозанятых граждан реальным рублём вряд ли кардинально что-то изменит. Возможно, лишь затормозит скорость сокращения числа малых несетевых ретейлеров. Красивые в телеэфире обещания не были готовы к оперативному воплощению на практике. Сейчас федеральные власти активно исправляют ошибки, но и на это тратится время, которое для кого-то могло оказаться критически важным. 

«Около 64% легальных продуктовых торговых точек по всей стране потеряли свыше половины оборота, а 50% ритейлеров в непродуктовом секторе простаивают или закрыли бизнес», – сообщает Владлен Максимов, подтверждая печальные выводы опроса всероссийской организации малых и средних предпринимателей «Опора России».

Живой пример этой ситуации – история брянских супругов-предпринимателей. Три года назад Антон и Елена из Брянска открыли небольшой магазин брендовой одежды в Советском районе города. Супругам понадобилось почти два года, чтобы их небольшой бизнес начал приносить реальный доход. В марте они взяли кредит на покупку очередной весенней коллекции, а через неделю вместе со всей страной ушли на самоизоляцию.

«Гасить кредит планировали за счёт вырученных средств от продажи новой коллекции, - поясняет Елена, – которая даже не стартовала. Пытались продавать вещи онлайн, но это не спасло ситуацию. Если в июне магазин откроют, нам не удастся отбить даже аренду, не говоря уже о кредите. Бизнес под угрозой, а другого источника заработка у нас нет.

Выживут только сильнейшие

Среди наиболее пострадавших отраслей в Брянской области – общепит. Многие уверены, что 80% кафе, пабов и ресторанов не переживут пандемию. Большинство компаний переключились на доставку, но оборот у них упал более чем в половину.

«Если в день получаем по 5-7 заказов – уже хорошо, - говорит владелец небольшого брянского кафе Андрей. – Раньше мы выживали за счёт свадеб, юбилеев, поминок, а теперь и всё это под запретом. Да и в офисы обеды уже редко заказывают. Многие организации продолжают работать в удалённом режиме, обедают дома, экономят».

В сравнении с общепитом торговля, казалось бы, находится в выигрышном положении, но на деле появляется много нюансов. Крупный сетевой ритейл пострадал меньше, особенно продуктовый. А вот с малой розницей все очень плохо. Арендаторы площадей в ТЦ в подавляющем большинстве закрыты, несмотря на специализацию. Продуктовые магазины фиксируют снижение оборота. Расходы на дезинфекцию и противоэпидемический режим еще больше усложняют ситуацию. Специализированные и нишевые магазины в большинстве вообще закрыты. 

Ну и вишенка на торте – проверки. В Брянской области ежедневно проходят потребительские рейды по соблюдению масочного режима. За малейшее нарушение – штраф, а если нареканий несколько или магазин работает, но его нет в специальном перечне, утверждённом губернатором, – могут и вовсе закрыть. Прецеденты в регионе уже были. По такому принципу в Брянске и по области закрыли магазины с одеждой, книгами, мебелью, канцелярскими принадлежностями и велосипедами. Примечателен и тот факт, что ни одного представителя крупного ритейла проверяющие так и не посетили. Вероятно, степень доверия к ним намного выше, чем к малым и средним предприятиям торговли.

На фоне тяжелой ситуации, в которой оказался легальный ритейл, теневой сектор находится практически на подъеме. Проверки и штрафы касаются только масочного режима, а не законности продаваемой продукции. Потребитель начинает экономить и выбирает наиболее дешевый продукт. Всем этим пользуются торговцы нелегальным товаром, что хорошо видно на примере рынка нелегальных сигарет. Брянская область и до кризиса занимала верхние места в антирейтингах наиболее проблемных регионов с точки зрения рыночной доли нелегальных сигарет. По данным журнала «Эксперт», сейчас теневой сегмент занимает 47,4% рынка в самом Брянске, что в натуральном выражении – 26,5 миллионов пачек сигарет.. Всего по стране за 2019 торговля нелегальными сигаретами лишила федеральный бюджет 100 млрд рублей.

С этим бы бороться всеми силами, но эти силы у властей есть не всегда: федеральное законодательство пестрит дырами, через которые нелегалы бесконтрольно проводят большие суммы денег. Но даже простых действий на местах не видно. Можно было бы сфокусироваться на борьбе с наиболее значимыми категориями, пресекая всю цепочку начиная с уличной торговли, распутывая клубок до поставщиков и так далее. Логика здесь очень простая: борьба с нелегальной торговлей помогает торговле легальной, которой сейчас пригодится любая поддержка.

Хотели как лучше. И до сих пор хотят

К слову о поддержке – как же государство реагирует на кризис среди малого ритейла? Может показаться, что активно и масштабно. Но так лишь может показаться. 

В середине мая президентом были объявлены серьезные меры. Бизнес и самозанятые в отраслях, признанных пострадавшими, могли претендовать на списание налогов и страховых выплат за второй квартал, кредит на зарплаты сотрудникам с перспективой списания, мораторий на банкротство и каникулы по арендной плате для тех, кто пользуется федеральным и, в отдельных регионах, муниципальным имуществом. 

Однако когда предприниматели начали обращаться за помощью, оказалось, что она положена далеко не всем. Во-первых, в число пострадавших отраслей включили отнюдь не все, где бизнес терпит чрезмерные убытки. Та же торговля в этот список не вошла. А ведь немалое число розничных точек в закрытых ТЦ за время полного простоя «проели» последние деньги. Помимо этого еще в конце марта принято спорное решение об изменении перечня товаров первой необходимости. Регионам затем позволили самостоятельно дополнять этот список, но те же сигареты вернулись туда далеко не повсеместно. Во-вторых, бизнес должен получать основной доход по определённому коду ОКВЭД из узкого списка. На выходе теперь многие из тех, кто по логике имеет право на поддержку, по формальным признакам претендовать на нее не может. Третья ступень проверки включала отсутствие задолженности и сохранение сотрудников в штате. Всем эти критериям соответствует от силы одно из 20 предприятий. 

Не решена на системном уровне проблема арендных платежей. Большинство предпринимателей арендуют частные площади. И далеко не всегда владельцы помещений идут им навстречу. Арендная плата и так занимает одно из первых мест в списке расходов любой торговой точки, а когда прибыль сходит на нет, то этот платеж превращается в непосильное бремя. Владельцы некоторых ТЦ представляют скидку или отсрочку платежа. Но чаще всего проблемы арендаторов полностью игнорируются. Как упоминалось выше, эти проблемы известны федеральным властям, которые уже приняли ряд поправок в закон, содержащих меры по ликвидации ущерба, нанесенного режимом повышенной готовности.

Еще менее радужные перспективы рисует отсутствие намеков на сохранение системы ЕНВД, которая позволяла большей части малой розницы развиваться. Смена порядка налогообложения приведет к огромному увеличению расходов, к которым после текущего кризиса бизнес будет просто не готов. Зато на теневом рынке активно потирают руки.

Как все эти меры «поддержки» и новоиспечённые законы могут помочь малому и среднему бизнесу удержаться на плаву в такое нестабильное время? А ведь роль малого ритейла в формировании местной экономики намного выше, чем у крупных предприятий. Именно они создают благоприятный инвестиционный климат, приносят налоги именно в местную казну и создают рабочие места. Но, похоже, чиновники не хотят этого замечать. Зато потребитель заметит, что вокруг становится все больше торговых точек с сомнительным товаром. 

Брянск Today
Подписывайтесь на «БрянскToday» в Яндекс.Дзен. Будьте в курсе дневных новостей

Похожие материалы