Чтобы снизить это число, нужно изменить отношение к табакокурению и усилить борьбу против рынка нелегальных сигарет.
Несмотря на усилия государства, проблема подросткового курения остается актуальной, а несовершеннолетние продолжают интересоваться никотином, сообщила Исполнительный директор Общественного совета по проблеме подросткового курения Анна Сорочинская в интервью АиФ. Общественный совет уже 20 лет работает с предпринимателями, родителями и органами власти, обращая внимание на последствия потребления никотина и запрете его употребления несовершеннолетними.
Как рассказала эксперт, в начале 2000х гг. 59% российских подростков хотя бы раз в жизни пробовали курить, а около 36% продолжали этим заниматься и позднее. Сейчас ситуация поменялась в лучшую сторону. По данным всероссийских исследований, знакомство с сигаретами состоялось у 20-30% подростков. В целом, интерес молодежи к курению заметно снизился, но низким его никак нельзя назвать.
Редакция попросила Анну Сорочинскую рассказать о проблематике подросткового курения и прокомментировать работу Совета в Брянской области.
Почему подростковое курение остается проблемой, несмотря на жесткие ограничения на продажу и потребление сигарет?
Есть несколько факторов, влияющих на ситуацию. Первый – естественное для детей любопытство и стремление к запретному. Чтобы ограничения работали эффективнее, нужно не только ограждать подростков от курения, но и объяснять им, почему стоит умерить любопытство. Достичь этого можно, вовлекая в работу психологов. Дети не будут положительно реагировать на одни лишь запреты, до них нужно донести всю ответственность такого решения и возможные последствия понятным им языком.
Второй фактор – доступность сигарет из-за огромных масштабов продажи контрабанды и подделок. Законопослушные предприниматели практически перестали продавать подросткам табак в силу сознательности или опасения штрафов. Но торговцы нелегальными сигаретами закон игнорируют. В среднем по России в 8 из 10 таких торговых точек табак отпускают несовершеннолетнему, даже не спросив документы. Проблема усугубляется тем, что такие сигареты стоят дешевле и вполне по карману школьнику. Кроме того, их можно купить и в интернете, где такую торговлю почти никто не пытается пресечь. В конце прошлого года 15,6% табачного рынка составляли сигареты, нелегально ввезенные в Россию или подделки, угрожающие отравлением. Почему с нелегальным рынком не ведется открытая борьба совершенно непонятно.
Третьим фактором является не всегда своевременная реакция правительства. Например, несмотря на запрет снюсов еще в 2013 году, полностью запретить их продажу удалось лишь в 2020. Никто не обратил внимания, что производители никотинового продукта нашли лазейку в законе и очень долго ею пользовались. Законы, ограждающие детей от курения приняты, но не выполняются, поэтому и результат далек от ожидаемого. Общественным организациям и органам власти стоит усилить взаимодействие по контролю за никотинсодержащей продукцией, попадающей на прилавок, чтобы своевременно реагировать на новые угрозы.
Но определенно ключевым фактором является наличие примера. Чем меньше перед глазами детей курящих взрослых, тем меньше их интерес к курению.
Чем ситуация в Брянской области отличается от ситуации в стране?
Брянская область находится на границе с Белоруссией, основным источником нелегальных сигарет на российском рынке. По этой причине в регионе сейчас один из самых больших показателей контрабандной табачной продукции. В течение последних нескольких лет размер акциза на табачную продукцию растет высокими темпами, аналогично растет стоимость сигарет в легальной продаже. Это привело к тому, что несколько лет назад спрос на бюджетный табак серьезно вырос и в регион в больших объемах начали поступать дешевые контрабандные сигареты из Белоруссии.
По данным журнала «Эксперт», теневой сегмент занимает 47,4% рынка в самом Брянске. Из-за несовершенства федерального законодательства и отлаженных незаконных механизмов провоза контрабандистам удается уходить от приграничных проверок. Белорусская сторона «закрывает глаза» на явно серые поставки и отпускает дешевые сигареты всем желающим. Несмотря на регулярные сообщения о задержании крупных партии нелегальных сигарет ситуация не меняется.
Какие программы Совет реализовал в Брянской области?
Совет активно проводил работу в Брянской области в 2012-2014 гг. Мы проводили мероприятия по информированию розничных торговцев о запрете продажи сигарет детям, проводили рейды по выявлению нарушителей, рассказывали людям о недопустимости подросткового курения. В результате розничную продажу сигарет несовершеннолетним удалось значительно сократить, как и долю курящих подростков.
Однако после резкого роста рынка нелегальных сигарет, ситуация вновь ухудшилась. Последние рейды, которые мы проводили, показали, что порядка 7 из 10 торговых точек, где продавалась контрабанда, были готовы отпустить их несовершеннолетнему. При этом предприниматели, которые не торгуют нелегальными сигаретами, достаточно редко продают табак подросткам.
Какой была реакция брянских властей на работу Совета?
Правительство региона поддерживало нашу работу и ранее, и сейчас. МВД и Роспотребнадзор принимали информацию о нарушителях и отрабатывали направленные заявления. Брянская область была одним из первых регионов, который выдвинул инициативу наделения полиции новыми полномочиями для борьбы с табачной контрабандой. К сожалению, реализовать эту инициативу на практике пока не удалось, а правоохранители пока не нашли способ организовать достаточно эффективное взаимодействие.
Какие меры нужно предпринять, чтобы усложнить доступ подростков к сигаретам?
Так как подросткам проще всего купить именно нелегальные сигареты, то стоит сфокусироваться на борьбе с ними. Меры, которые необходимо предпринять на федеральном уровне, давно известны. Это введение минимальной розничной цены, ограничение максимального объема ввоза сигарет в Россию без декларации, ужесточение ответственности за нарушение закона и пр.
Но многое зависит и от инициативы на местах. Например, сейчас эффективной борьбе с торговлей нелегальными сигаретами мешает несогласованность действий между органами власти. Если полиция обнаруживает нарушение, приходится устраивать дополнительную проверку Роспотребнадзора. Пока она готовится, нарушитель успевает убрать нелегальные сигареты из
торговой точки. Нарушитель не смог бы избежать наказания, если бы МВД получило возможностью самостоятельно оформлять протоколы о нарушениях без подключения Роспотребнадзора или оба ведомства выработали эффективный механизм взаимодействия.
К заметному результату может привести введение обязательной маркировки сигарет. С 1 июля правоохранители получат дополнительный способ определить нелегальную продукцию в продаже.
Самым важным инструментом борьбы является неравнодушие общества. Не участвуйте в покупке сигарет для подростков, не проходите мимо нарушений продажи и личным примером показывайте, что курение не делает ребенка взрослым.