среда, 26 марта 2025, 19:35

Дети начинают понимать сложные предложения в конце начальной школы

774
Дети начинают понимать сложные предложения в конце начальной школы
Понимание текста зависит не только от того, какие слова в нем используются, но и от его синтаксической структуры предложений, из которых он состоит. Российские психолингвисты провели исследование, чтобы понять, с какого возраста дети могут правильно интерпретировать сложные предложения.

В исследовании Центра языка и мозга НИУ ВШЭ приняли участие 145 русскоязычных учащихся 1–4 классов и столько же взрослых. Всем им предложили прослушать набор сложных предложений разных типов и ответить на вопросы об их содержании. Предложения включали разные синтаксические конструкции, в том числе сравнения, описания пространственных и временных связей, причастные обороты.

Исследование показало, что дети легко понимают предложения, где одно событие следует за другим: Перед тем как папа вернулся домой, мама ушла в парк. Здесь их результаты почти не отличались от результатов взрослых. Но более сложные предложения — например, такие, где требовалось осмыслить соотношение признаков, вроде Михаил старше Николая, но младше Ефрема — им давались уже сложнее.

Особенно трудными для детей оказались предложения, содержавшие причастные обороты с так называемым ранним или поздним закрытием.

Например, во фразе «В штаб доложили о командире солдата, исполнявшем приказ» взрослые в основном верно определяли, что приказ исполнял командир. Ведь синтаксически «о командире» и «исполнявшем» связаны. А вот от детей эта связь чаще ускользала: они выбирали ближайшее к обороту слово (то есть приказ, по их мнению, исполнял солдат).

Впрочем — и это вывод оказался самым важным — ученики 4 класса в основном справлялись с этими оборотами почти не хуже взрослых. По мнению авторов работы, это говорит о том, что переход к более сложным механизмам восприятия текста происходит примерно в этом возрасте.

Ранее ряд СМИ сообщили о том, что состояние навыков чтения (а также навыков, связанных с рассуждением и решением задач) ухудшилось за последнее десятилетие. Газета Financial Times привела данные исследования интеллекта жителей стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Оказалось, примерно с 2012 года число тех, кто почти никогда не проводит свободное время за чтением, выросло на 15–17%. А доля тех, кто читает «для себя» почти каждый день, снизилась на столько же пунктов.

Кроме того, с начала 2000-х годов в развитых странах стало расти число тех, кто обладает лишь базовыми математическими и языковыми навыками.

Ева Грэйс
Подписывайтесь на «БрянскToday» в Яндекс.Дзен. Будьте в курсе дневных новостей

Похожие материалы

Добавить комментарий

Оставляя свой комментарий, Вы соглашаетесь с добавления комментариев.
  • Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц их написавших, и не является мнением администрации сайта.
  • Каждый автор комментария несет полную ответственность за размещенную им информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также соглашается с тем, что комментарии, размещаемые им на сайте, будут доступны для других пользователей, как непосредственно на сайте, так и путем воспроизведения различными техническими средствами со ссылкой на первоначальный источник.
  • Администрация сайта оставляет за собой право удалить комментарии пользователей без предупреждения и объяснения причин, если в них содержатся:
    • прямые или косвенные нецензурные и грубые выражения, оскорбления публичных фигур, оскорбления и принижения других участников комментирования, их родных или близких;
    • призывы к нарушению действующего законодательства, высказывания расистского характера, разжигание межнациональной и религиозной розни, а также всего того, что попадает под действие Уголовного Кодекса РФ;
    • малосодержательная или бессмысленная информация;
    • реклама или спам;
    • большие цитаты;
    • сообщения транслитом или заглавными буквами за исключением всего того, что пишется заглавными буквами в соответствии с нормами русского языка;
    • ссылки на материалы, не имеющие отношения к теме комментируемой статьи, а также ссылки, оставленные в целях "накручивания трафика";
    • номера телефонов, icq или адреса email.
  • Администрация сайта не несет ответственности за содержание комментариев.
  • Запрещается использование "гостями" сайта "Имен" (Никнеймов), которые вводят в заблуждение других пользователей, о причастности человека, оставившего комментарий, к "команде сайта". Например, администратор, админ, руководитель сайта и другие. Все комментарии от лица под такими именами (Никнеймами) будут удалены. а пользователь заблокирован.
  • Администрация сайта может ограничить доступ к сайту пользователей с определёнными IP-адресами (диапазонами адресов), вслучае если посчитает это нужным.
Отправить