За январь–май 2025 года российские банки выдали автокредитов на 500 млрд рублей – на 48% меньше, чем за тот же период 2024 года. Таковы данные аналитиков ВТБ. В мае рынок показал небольшой рост (+2% к апрелю), составив 115 млрд рублей, но остаётся вдвое ниже уровня мая прошлого года.
Основные причины спада:
- Высокая ключевая ставка (21%)
- Ужесточение требований ЦБ к риск-политике
- Рост утилизационного сбора
Майский рост объясняют активностью дилеров (скидки для распродажи остатков) идосрочным спросом (ожидание новых ограничений).
В ВТБ, например, доля автокредитов на новые машины по итогам мая составила около 65%, при этом 98,5% сделок оформлены на машины китайских и российских брендов. Средний размер автокредита на новые авто — 1,05 млн рублей (+15% с начала года), на машины с пробегом — 969 тыс. рублей (-10% с начала года).
Константин Каракалов, ВТБ:
«Рынок перестраивается: классическое кредитование замещается субсидированными программами. Для банков сейчас ключевой приоритет – качество портфеля, особенно на вторичном рынке, где высокая ставка требует особой осторожности».
Аналитики ожидают дальнейшего сокращения рынка до стабилизации ставок и регуляторных условий.
