Импортозамещение праздников набирает обороты. С 2023 местами запрещают Хэллоуин, а вместо них устраивают Тыквенный Спас, либо Велесову Ночь, либо обмен книгами.
Первая импортозаместительная теория топит за подлинные православные ценности: еще князь Владимир Красное солнышко придумал праздновать тыквенный Стас. Скриншот 1.
Вторая теория продвигает ценности языческие. Согласно «Комсомольской правде», в ночь с 31 на 1 Белобог передает Коло (колесо) года своему брату Чернобогу, граница между мирами Нави и Яви истончается, а стражем между ними является бог-чародей Велес.
И то, и другое активно продвигается государством в 2023–2025 годах.
Предположим, что у славян действительно был связанный с тыквой праздник урожая, который просто игнорировался церковью (теория 1), или праздник Велеса (Теория 2). Для проверки этой гипотезы обратимся к исследованиям этнографов (изучают народные культуры) и фольклористов (исследуют устные народные тексты).
Самое авторитетное издание — энциклопедия «Славянские древности» под редакцией академика Никиты Толстого. Там нет Тыквенного Спас (потому что тыква появилась после открытия Америки).
Более того, там нет информации и о едином славянском празднике урожая конца октября. Почему? Традиционная хозяйственная деятельность славян — землепашество, основные обряды, в том числе праздники, сосредотачивались вокруг времени жатвы зерновых. Примерно в середине и конце августа (когда праздновались настоящие Спасы) сбор урожая подходил к концу, и тогда устраивались обжинки. Из последних колосков плели венки и «бородки», торжественно несли их в дом, где устраивали весёлый пир.
Иными словами, если бы кому-то пришло в голову праздновать древний славянский праздник урожая, то это было бы логично делать в августе—сентябре — и ещё долго думать, какой именно праздничный день выбрать из сложного аграрного цикла.
В октябре же славяне совершали совсем другие ритуалы. И тут мы обращаемся к теории 2 про Велесову ночь.
Бог Велес у восточных славян, скорее всего, был, хотя про пантеон богов мы знаем мало. Топоров и Иванов реконструировали на основе этнографических данных гипотетический общелавянский миф славян, в котором Перун-громовержец побеждает Велеса в ходе сражения (но эта реконструкция многими не принимается).
Праздника «Велесова ночь» у славян не было, а броское название было придумано по ассоциации с ночью Ивана Купалы. Но никаких этнографических данных о том, что Велес (или Волос) отвечал за «перевод природы из осени в зиму», как пишут журналисты, нет.
Для народной культуры славян одни из важнейших ритуалов — те, что связаны с почитанием предков. С предками надо постоянно поддерживать связь, потому что от них зависит благополучие семьи и урожай. В народном календаре белорусов и украинцев существовали специальные поминальные дни, в которые надо было угощать мёртвых предков (их называли «деды» или «дзяды»). Считалось, что предки приходят в этот день на побывку к родным, они хотят умыться и поесть. Поэтому надо было не только приготовить ритуальную пищу и позвать покойников к столу, но и предложить им помыться: в бане ставили тазики, клали новые веники и не подходили к ней в течение всего вечера.
Один из таких поминальных вечеров приходился на Дмитриев день, 26 октября, или на предшествующую ему субботу. В этот день покойные предки символически оказывались с живущими за одним столом. Именно этим фактом Дмитрова суббота сближается с Хеллоуином, который тоже вырос из кельтского культа поминания мёртвых. Но Велес тут вообще не причем!
Поэтому с точки зрения правильных языческих традиций надо в последнюю неделю октября устроить обед в честь умерших членов семьи.
