ПРОЛОГ.
Конец зиме, пропели петухи…
Кап-кап-кап…
Вы слышали у крыльца в самый разгар дня эту мелодию? Что это — зима плачет или совсем несмело напевает весна?
Зима плачет? А о чем же ей плакать?! Мы любим зиму: в зимний холод каждый молод. В эту зиму нам хорошо работалось. Мы много го достигли, поставили перед собой новые цели, к которым — мы убеждены в этом — скоро придем.
Чего тебе плакать, зима? Мы тобой довольны. Вот даже устраиваем тебе, как хорошему другу торжественные проводы. Этот обычай — древний, славянский христианством ничего общего не имеющий. Он знаменовал собой окончание зимних работ и самой зимы и переход к работам весен ним. к весне. Потом, правда, церковь примазалась к этому празднику, а феодальное государство сделало его официальным
Мы не верим в «промысел божий», «страшный суд» и прочие побасенки. Мы всегда и во всем надеемся только на собственный разум, свои мускулы, коллективный опыт В жарких буднях мы сами куем свое счастье А между работой любим отдыхать, петь, весе литься. Для красоты жизни нам нужны свои праздники, свои традиционные русские обычаи. Где их взять? Мы берем их из старины, очищаем от всякой «нечистой» примеси, добавляем свое, сегодняшнее. И вот они рождаются новые праздники!
Пусть будет таким — традиционным. самобытным и радостным — и праздник проводов русской зимы!
САМО ДЕЙСТВИЕ С КАРТИНКАМИ.
«Мама, скорей пошли, уже Витька дудку понес… Он будет играть на празднике»
Такие слова прозвучали в одном из дворов в Брянске утром 1 марта. Малыш торопил свою мамашу на площадь Карла Маркса. Сосед Витька — это музыкант духового оркестра
А площадь Карла Маркса бурлит. Бойко торгуют «коробейники», лотошники, «теремки». Музыка, смех, но это все «предыстория». Собравшиеся ждут Деда Мороза. И вот он на тройке, сопровождаемый юными космонавтами, шумно въезжает на площадь. Потом поднимается на эстраду.
— Дорогие друзья! — начинает Дед Мороз. — Вы славно поработали этой зимой. Но время не остановить. И мне пора на покой.
Дед Мороз, задумчивый и печальный, стоят на эстраде. И вдруг крики:
— Весна! Весна!
И впрямь. раскрасневшаяся, смеющаяся Весна поднимается на эстраду.
— Ну, что ж, дедушка, передавай мне эстафету. Хватят провожать зиму. Давайте встречать весну!
Весна поздравляет присутствующих и отправляется в путешествие по другим районам города…
А на площади снова — расцвеченные тройки и сани с бубенцами. К эстраде у гостиницы «Центральная» подъезжают почетные гости. Среди них мы видим строителей и сталеваров, станочников и швейниц, электриков и газификаторов. Их встречает председатель Советского райисполкома Александр Иванович Гудков.
— Разрешите мне, дорогие товарищи, — говорит он гостям, — от имени всех трудящихся района приветствовать вас, наших знаменосцев в труде, на этом празднике, пожелать вам доброго здоровья, большого личного счастья и передать по старинному русскому обычаю хлеб-соль.
Каравай ложится в руки невысокой красивой девушки. Раскрасневшаяся от легкого смущения и морозца, она сама похожа на снегурочку. Это штукатур треста «Брянсксовхозстрой» Рая Новикова.
— Дорогие вы наши люди! — говорит Рая. — Большое, сердечное вам спасибо! Что вам мне сказать? Одно лишь. Мы будем и дальше работать так, чтобы всем — и нам и вам — лучше жилось, чтобы крепла и хорошела наша Родина!
Сегодня не различишь, кто хозяин, а кто гость. На празднике все хозяева! Им на весь день отдан город. Куда пойти? Где интереснее? Везде! Всюду так много захватывающего, что просто необходимо как можно больше увидеть.
А разве успеешь! На одной площади Карла Маркса сразу сколько зрелищ. С эстрады несутся дробный перестук каблучков, песни, частушки. Это выступает хор русской песни Дома культуры коммунально-бытовых предприятий под руководством Ф. Оленева. Он исполняет песню О. Гришина «Русская зима». С успехом выступила на этой же сцене армейская самодеятельность Брянского гарнизона. А лотом здесь состоялось награждение победителей многочисленных праздничных конкурсов. Кто быстрее бегал… в мешке или лучше других «прошел дистанцию»… на скакалках, получали заслуженные награды- мячи, куклы, шары, самые разнообразные памятные призы.
У главпочтамта, на его ступеньках, выстраивается духовой оркестр треста «Брянсксовхозстрой». Здесь собрались любители потанцевать. В составе оркестра н школьники, и такие любители-музыканты. как Николай Васильевич Никитин, который уже 43 года играет в духовом оркестре. Вот Николай Васильевич и его коллеги подносят к губам трубы — и с этой импровизированной эстрады льется мелодия ритмичного танца. Кавалеры, приглашайте дам!
В кругу и молодые, и те, кто вправе о себе сказать: «А ну тряхнем стариной!»
Чуть в стороне — стрелковый тир Тут все чинно и спокойно. Тут на до дышать через нос, иметь твердую руку и точный глаз. Иначе как ни грозись, прямо из-под носа ускочит косой!
А это что за веселая толпа? «Гвоздь программы» — столб. Высокий, довольно толстый, лоснящийся. На самом верху, как когда-то на шумных ярмарках и на родных гуляньях — сапоги. Попробуй достань! А зря попытаешься — услышишь со всех сторон. хоть и беззлобные, но довольно ядовитые шуточки.
Но вот к столбу подошел невысокий парень. Разделся Нетороплнво, как перед основательной работой, поплевал на руки и полез Выше, выше. А вот и верхняя перекладина под рукой. Долез — таки!
— Получай, парень, сапоги!
Зовут парня Валентин. Фамилия — Пигарев Он работает шлифовальщиком в механосборочном цехе завода дорожных машин. Отслужил в армии. Завзятый спортсмен. Как видите: сила и ловкость никогда не помеха.
…Куда же еще пойти? Вот, кажется! какой-то совет. Остановились. как витязи на распутье. Читаем:
Налево пойдешь — веселье найдешь.
Направо пойдешь — на блины попадешь.
Этот совет мы прочитали уже в другом месте — в самом центре Бежицкого района. Поначалу пошли налево. Нашли обсыпанную ребятишками ледяную горку и ракету «Восток», снова столб с сапогами и другими «промтоварами» и много-много веселых людей.
К бежичанам прибыли посланцы Советского района. Короткие приветствия. Делегации обмениваются хлебом-солью. И вот уже «слово» передано хору Дворца культуры машиностроителей под руководством Петра Страшнова
Потом мы пошли направо. «Обманула» нас афиша. Здесь было еще веселей! Вот ты получил белый поджаристый блин. Он еще дымится. Его хорошо держать на морозце на ладошках, да только слюнки текут. А может, хотите калачей — свеженьких, с маком? А может, вам чаю с лимоном? Пожалуйста! Смотрите, как валит дым из пузатого русского самовара! А народу, народу-то сколько кругом! Тут немудрено и затеряться. Вот уже кто-то разыскивает через радиоузел:
— Арнова Ира, вас просят подойти к балкону.
Ищи. парень! Может, это затерялось на мгновение твое счастье судьба твоя…
А сами-то мы ничего не прозевали? Ведь в других местах много интересного.
Сегодня к нам на праздник зимний
Спешите все, спешите все!
Для вас открыт гостеприимно
Наш парк во всей своей красе.
Это мы читаем уже на зеленых транспарантах у входа в парк в Володарском районе. И еще:
Мы зовем к себе всех.
Кто любит веселье и смех.
И. действительно, веселье и смех — вес это есть в парке.
Много радости принесло ребятишкам катание на тройках. Они всюду — во всех районах. Но особенно шумно в санном поезде, который отъехал от Дворца культуры железнодорожников в Фокинском районе.
Этот поезд так «нагрузили», что его пришлось тянуть трактором Малыши на седьмом небе!
А вот сразу четырнадцать извозчиков, четырнадцать саней, четырнадцать троек. И сотни пассажиров. Таков «баланс» воскресного дня по «санным перевозкам» в Советском районе.
В одном из уголков площади Карла Маркса — любители разудалой русской пляски. Есть желающие и спеть, и сплясать. Лихо играет на гармони инженер Леонид Ромашов. Рядом с ним — шофер Василий Тихонович Панкратов. В руках у него—старинный русский народный инструмент — бубен. Его задорный звон так и подталкивает выйти в круг. Плясуны музыкантов не жалеют.
Рядом другая забава — снежная крепость. Нелегкое дело—взять ее. Здесь нужны не только сила и ловкость. Нужны и определенные мужество и смелость. Защитники крепости сдавать ее даром не хотят.
Много интересного на празднике. Обо всем не расскажешь Назовем еще лишь несколько зрелищ и адресов: печь-«само-ходка» и ледяная карусель — в Бежицком районе: хоккей и футбол—на стадионе «Динамо»: слалом — в роще «Соловьи»; качели, карусели, финские санки — в парках…
Нет, решительно невозможно назвать все, что было в этот воскресный день!
ЭПИЛОГ
«В урочный час обычной чередою вступаю я на землю берендеев».
Еще я курочка у крыльца не пила. Еще и поземка перебегает нам дорогу. И хотя на календаре отлетел последний февральский листок, еще пощипывает за уши лихой морозец. Недаром в народе говорят, что календарным теплом не утрешься. Но вы слышали у крыльца в полдень:
— Кап-кап-кап…
Что это? Зима плачет?
— Весна напевает! — утверждает березка. — Я-то чувствую, как начинает бродить, готовые запульсировать во мне, ее соки.
— Весна! — говорит солнце — Разве вы не ощущаете, как я прибавляю в силе!
— Вроде весна! — вдыхая ароматный, словно оттаявший, воздух, говорим мы.
Ну что ж, милости просим, весна! Мы рады тебе. У нас связаны с тобой большие планы и надежды. И мы тебя достойно встретил!. Удобрим твои нивы. Распахнем перед тобой сады. К твоим песням мы прибавим свои: перезвон башенных кранов и гул выведенных за село тракторов, веселый звон наковален и самую красивую песню — людские голоса. Словом, мы, не скупясь, прибавим тебе красоты и силы, отдадим тебе свои знания, свой опыт, свое старание.
Только пусть, весна, наша любовь будет взаимной!
ВМЕСТО РЕЦЕНЗИИ
«Очень хорошо! Весело! Надо, чтобы праздник был в первый, но не в последний раз».
У этого праздника еще нет биографии. Он только что родился у всех на глазах. У него хорошее старинное «имя»: проводы русской зимы.
Как же он прошел? Как он понравился? Вот послушайте, что говорят о нем самые различные люди.
На главпочтамте мы встретили группу стройных смуглых юношей. Вот это здорово! Это же кубинцы, которые учатся сейчас в Кокинском сельскохозяйственном техникуме. Интересно, какого они мнения о нашем празднике?
Рикардо Лябрада: Очень хорошо! Весело! Похоже на наши праздники — фиесты. Только у нас на карнавалах тепло. Но ничего, мы уже привыкли. Хотя, — Рикардо комически передергивает плечами, — все-таки морозец берет…
Армандо Герра: Очень хорошо. Мне очень нравится ваш праздник. Не замерзли, спрашиваете? О, нет! Правда, у нас на острове самая низкая температура 17 градусов тепла. Но мы уже привык ли. Катаемся на лыжах, на коньках. Нам очень, очень в стране нравится.
— Вы быстро преуспели в русском языке, — замечаем мы, — просто отлично разговариваете.
— Иногда получается, — смеется Армандо.
Мы желаем нашим дорогим гостям всего наилучшего и прощаемся.
Навстречу спешит мальчишка.
— Слушай, мальчик, тебя как зовут?
— Петя Дворников.
— Учишься?
— В пятом классе.
— Нравится праздник?
— Еще как, особенно тройки. Накатался вот так, — Петя энергично проводит ладошкой по горлу, — Ну, я пошел. На футбол надо…
Последним нашим собеседником оказался ветеран труда Георгий Степанович Степченко.
— Очень мне понравился праздник! — сказал он. — Как будто в собственном детстве, день прожил. Молодцы организаторы. Все лучшее из старины взяли и нашего современного в меру добавили. Как говорится, дай бог не последний такой праздник!
Мы вполне присоединяемся к мнению Георгия Степановича. Пусть праздник проводов русской зимы станет в нашем городе традиционным!
Материал подготовили: журналисты Вл. Васенков и М. Григорьев, художники Ю. Тарабрин и В. Сидоров, фотокорреспонденты И. Мелещенко и И. Рабинович.
Брянский рабочий. – 1964. – 3 март. (№53)