Сегодня мы представляем читателям нашего сайта старое расписание движения самолётов по нашей области за 1964 год. Это очень интересный артефакт, говорящий о том, что, по крайней мере, в середине 60-х годов из Брянска до райцентров области можно было добраться на таком виде транспорта, как самолёт.
Некоторые из маршрутов связывали райцентры друг с другом, были и отдельные сёла и посёлки, куда тоже летал самолёт. Это были небольшие машины АН-2. Приведём здесь выдержки из расписания, имеющие непосредственное отношение к Новозыбкову:
Как видим, перелёт из Новозыбкова в областной центр с тремя промежуточными посадками занимал 2 часа 5 минут. Но судя по воспоминаниям горожан, в другие годы были и прямые беспосадочные рейсы между Новозыбковом и Брянском. Разумеется, продолжительность полёта на таких рейсах была значительно меньше — не более часа. О наличии других внутриобластных маршрутов в более ранние годы косвенно свидетельствует и таблица тарифов, в которой присутствуют пункты, перелёт между которыми невозможен в рамках расписания 1964 года:
В нашем городе аэродром был на окраине, в районе сельхозтехникума. Долгие годы его директором был Михаил Юрьевич Шполянский, участник войны, очень хороший специалист и достойный человек. В годы войны это был военный аэродром — его можно увидеть на аэрофотоснимках, сделанных немецкой авиацией. После войны в Новозыбкове появилась лётная часть, которая использовала аэродром вместе с гражданской авиацией.
Многие специалисты этой части нашли себе в нашем городе свою судьбу, да так здесь и остались. Новозыбковцам известно немало подобных историй, а кто-то и сам является сыном, дочерью, а теперь уже внуком или правнуком этих лётчиков. Потом эту лётную часть перевели, а аэродром остался.
Рейсов было немного, но они были востребованы, так как в те годы хороших дорог в области почти не было, а в весеннюю и осеннюю пору даже и они становились непроезжими, и тогда могли выручить только самолёт, да железная дорога. Внимательно изучив расписание, можно увидеть, что маршруты этих рейсов покрывали почти всю область, что полёт на самолёте был немногим дороже поездки на поезде (для сравнения, на «рабочем» поезде билет в Брянск в те годы стоил 3 руб. 30 коп., а на самолёт – 5 руб.).
Интересные воспоминания о порядках на аэродроме в 60-е годы оставил один из пассажиров. Тогда он учился в Новозыбковском пединституте, сам был родом из Брянска, поэтому часто пользовался рейсами «Брянск – Новозыбков» и обратно. Вот его рассказ об этом времени, пересказанный нам Яковом Раскиным из Германии:
Аэропорт Новозыбкова в начале 60-х годов представлял из себя полуразвалившуюся хибару, хозяин которой, Михаил Юрьевич Шполянский, был единственным служащим, носившим форму лётчика гражданской авиации. Кроме него там работала женщина по имени не то Клава, не то Глафира с постоянной метлой в руках, в обязанности которой входило встречать и провожать прибывший и отлетающий самолёт АН-2. Происходило это примерно так. Шполянского вызывали по радио из Брянского аэропорта, причём он всегда отвечал:
- «Фараон» слушает! – за что и получил кличку «Фараон». Затем, уточнив время прилёта самолёта, а весь полёт занимал всего 45 мин., а билет стоил 5 руб., он кричал через окошко:
- Клава! Освобождай взлётную полосу от курей. Прибывает самолёт!
Клава метлой выгоняла «курей» и следила, чтобы они не мешали взлёту или посадке самолёта.
Аэродром был местом, где горожане и жители окрестностей, ежегодно, в день Военно-Воздушного флота СССР, отмечавшегося в третье воскресенье августа, могли увидеть в воздухе представление: лётчики на небольших самолётах пролетали над аэродромным полем, демонстрируя разнообразные фигуры высшего пилотажа – «бочки», «мёртвые петли» и т.п.
Однажды, в 1959 году такое представление закончилось трагически – лётчик выполнял «мёртвую петлю» слишком низко и задел крылом провода. Самолёт упал, пилот погиб. Свидетелями этой трагедии стали многие горожане, некоторые пришли с детьми. Люди очень переживали гибель лётчика.
Постепенно, с развитием дорог и появлением достаточного количества автобусных маршрутов нужда в аэродроме становилась меньше, а он сам переставал отвечать требованиям — ведь более совершенным самолётам требовалось и лучшее оснащение аэродромов. Но всё же ещё в конце 80-х годов он функционировал, именно там приземлялись вертолёты, привозившие высокопоставленных чиновников в нашу чернобыльскую зону.
Одна из ярких страниц в истории аэродрома связана с визитом в наш город Юрия Алексеевича Гагарина в 1966 году, когда он, как кандидат в депутаты Верховного Совета СССР по Смоленскому округу, совершил поездку по городам Брянщины, побывав и в Новозыбкове.
На этом поле и сейчас иногда приземляются вертолёты, если кто-то из областного или столичного начальства решает нас посетить.
Реклама
Если вам часто приходится путешествовать, то вас может заинтересовать покупка недорогих авиабилетов. Присоединяйся к https://tickets.by/avia, участвуй в бонусной программе для постоянных клиентов, получай клиентскую поддержку на всех этапах покупки. Путешествуй с комфортом.