Пятница, 3 май 2024, 02:25

Пословицы для скатертей и салфеток

3465
Пословицы для скатертей и салфеток
Художественное слово в оформлении предметов из коллекций Брянского краеведческого музея

Авторское резюме: В статье рассматриваются и обсуждаются традиции нанесения художественных текстов на предметы материальной культуры, бытовавшие на территории Брянской области в XIX-XX вв. Делается вывод о возможности организации музейной выставки, посвященной вовлечению художественного слова в экспозиционное пространство.

Окружающие нас в повседневной жизни предметы, созданные для решения конкретных практических задач, могут помимо чисто утилитарного, иметь и немалое художественно-эмоциональное значение. В качестве одного из элементов декоративного оформления изделий в ряде случаев выступает художественный текст, как правило, стихотворный. Надпись призвана дополнить визуальное (а порой и тактильное) восприятие предмета неким концептуальным посылом, дать пищу и уму, и сердцу. «Стихи входят в пространство вещи, соединяясь с ее зрительным образом. Стихи посягают на то, чтобы раскрыть присущий всякой вещи ее собственный, внутренний смысл, они извлекают из вещи значения, которые переносят ее из предметного мира в мир духовных ценностей» (Сазонова 2006: 326).

О распространенности традиции нанесения текстов на предметы домашнего обихода в России XIX в. косвенно свидетельствует издание в Санкт-Петербурге в 1882 г. специальной книги «Русские пословицы и поговорки, наиболее подходящие для украшения салфеток, скатертей, полотенец, русских и малороссийских нарядов, посуды и проч.». Книга состоит из трех отделов: «Пословицы для скатертей и салфеток», «Пословицы для полотенец, передников и проч.» и «Пословицы, употребляемые больше в разговоре». В книге собрано около 900 образцов народной мудрости, расположенных в каждом разделе в алфавитном порядке. На заключительной странице (под текстом последней пословицы ЭТО ЧТО ЕЩЕ – ЦВЕТОЧКИ: БУДУТ ЯГОДКИ ПОТОМ) стоит: «Дозволено цензурою 30 Ноября 1881 г.» (Русские пословицы и поговорки 1882: 40). Очевидно, нанесение надписей на домашнюю утварь считалось в то время делом государственным и подлежащим, таким образом, соответствующему контролю.

В фондах ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» выявлено 15 артефактов XIX-XX вв. с нанесенным на них художественным текстом. В их числе предметы посуды и мебели, рушники, поддужные колокольчики, а также подарочный набор геологических образцов. В зависимости от материала надписи нанесены с использованием различных видов техники – резьба по дереву, чеканка по металлу, отливка из бронзового сплава, вышивка на ткани, тиснение керамики штампом, нанесение краски на оргстекло. Предметы поступали в музей в течение почти полувека – с 1957 по 2005 гг.

В основном музейные фонды пополнялись благодаря жителям города Брянска и области, передававшим музею предметы безвозмездно либо за определенную плату. В одном случае предмет был преподнесен в дар Брянской области. Диапазон времени изготовления артефактов с художественным текстом охватывает без малого два столетия. Самым ранним из них является валдайский колокольчик 1813 г., а наиболее поздним – чеканка 1994 г. В качестве текстов, нанесенных на предметы, использованы народные пословицы, отрывки из частушек и из поэтических произведений известных авторов, наконец, рифмованные строки, специально сочиненные для украшения изделий.

В 1957 г. от жителя Бежицкого района г. Брянска Ивана Григорьевича Онищенко среди других дореволюционных предметов Брянского машиностроительного завода в музей поступило деревянное блюдо диаметром 32 см с фигурной резьбой и вырезанным по борту текстом пословицы РЖАНОЙ ХЛЕБУШКА КАЛАЧУ ДЕДУШКА. По всему периметру блюда, с внешней стороны от надписи, борт украшен орнаментом «колосок»; в центральной части блюда вырезан сноп, за ним – перекрещенные цеп и коса, ниже – плуг (Рис. 1). С большой долей вероятности это блюдо можно отнести к праздничной крестьянской обеденной посуде. По свидетельству А.С. Бежковича с соавторами, «Украшенная резьбой или росписью, она заметно отличалась от повседневной посуды <...> В крестьянском быту блюдо было посудой праздничной и служило для подачи блинов, рыбы, пирогов.

Более плоские блюда служили также для подачи закусок – пряников, орехов, сладостей, для подношения чарок с напитками, а на свадьбах – для подношения хлеба-соли» (Бежкович и др. 1959: 191). Вырезанный на блюде текст пословицы о хлебе как нельзя лучше подходит к праздничным и торжественным застольям.

В 1970-1980 гг. в музейные фонды поступило 4 поддужных колокольчика с художественными надписями по обрезу нижнего края юбки. Наиболее ранним как по времени изготовления, так и по времени поступления в музей является валдайский колокольчик 1813 г. с надписью КОГО ЛЮБЛЮ ТОВО И ДАРЮ. Два колокольчика 1887 г. снабжены надписями: КУПИ ДЕНЕГ НЕ ЖАЛЕЙ СО МНОЮ ЕЗДИТЬ ВЕСЕЛЕЙ и КУПЕЦ – ДЕНЕГ НЕ ЖАЛЕЙ СО МНОЙ ЕЗДИТЬ ВЕСЕЛЕЙ. Наконец, на колокольчике начала XX в. имеется надпись ЗВЕНИ УТЕШАЙ ЕЗДИТЬ ПОСПЕШАЙ. Все 4 описанных колокольчика в настоящее время экспонируются в головном музее в разделе «Ремесла и торговля» зала истории дореволюционного периода.

О частоте встречаемости художественных надписей на этих атрибутах ямских повозок XIX-начала XX вв. можно приблизительно судить по такой информации: О.К. Василенко изучила 30 официально известных поддужных колокольчиков с территории нашего края и выявила художественные тексты на 8 из них (в половине случаев это оказалась надпись КОГО ЛЮБЛЮ ТОГО И ДАРЮ с некоторыми вариациями написания) (Василенко 2012: 423-426). Из 14 поддужных колокольчиков из фондов Брянского краеведческого музея художественные надписи имеются на четырех.

В 1970 г. в составе комплекса старинных предметов от жительницы г. Стародуба Евгении Александровны Озёрской в музей поступило дубовое кресло, спинка которого в совокупности с передними ножками выполнена в форме дуги (детали конской упряжи), а подлокотники – в форме двух топоров. На спинке вырезана надпись: ТИШЕ ЕДЕШЬ ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ.

Кресло было разработано и впервые выполнено Василием Петровичем Шутовым – художником-резчиком по дереву из Санкт-Петербурга. В 1870 г. художественные столярные изделия мастера были представлены на Всероссийской мануфактурной выставке и получили бронзовую медаль, а оригинальное кабинетное кресло, выполненное из темно-коричневого дуба, напоминающего по фактуре старую кожу, очень быстро стало знаменитым. Еще в ходе выставки талантливый мастер получил около 50 заказов на его изготовление (Листок 1870: 1-2). Во многих музейных собраниях и в частных коллекциях встречаются авторские копии кресла Шутова и его повторения другими мастерами.

В фондах музея имеется 5 рушников конца XIX-1-й половины XX вв. с территории нынешней Брянской области с вышитыми сюжетными композициями, составной частью которых является тот или иной художественный стихотворный текст. Все они были закуплены (четыре – в 1960 г. и один – в 1992 г.) у жительниц г. Брянска и области, которые либо сами выполняли вышивку, либо получили эти предметы интерьерного назначения в дар. Вышивки выполнены крестом, в основном в традиционной двуцветной гамме (красный и черный цвета). Текст неизменно располагается по всей ширине изделия между центральной композицией и подузором. Возможны 2 варианта его размещения: либо на обоих концах надпись дублируется, либо она разбита на 2 примерно равные части, каждая из которых размещена на одном из концов рушника и полностью текст читается при боковой стыковке его концевых частей.

Некоторые надписи на рушниках, на первый взгляд, не несущие никакой смысловой нагрузки, тем не менее, заставляют предположить некоторую долю кокетства в мастерицах-вышивальщицах. Такова незамысловатая надпись на рушнике, изготовленном в конце XIX в. в селе Бойтичи быв. Брянского уезда (ныне – Жирятинский район): НЕХИТРА МОЯ РАБОТА ПОДАРИТЬ БЫЛА АХОТА. Другой пример – незатейливое двустишие БЯРУ ПЛАТОК В РУКИ И ВОШИВАЮ ОТ СКУКИ на изделии работы Марии Андреевны Сумароковой, 1912 г. рождения, из села Княвичи быв. Брянского уезда (ныне – Жирятинский район).

На самотканом рушнике начала XX в., поступившем в краеведческий музей в составе комплекса предметов интерьерного назначения из вышеупомянутого села Бойтичи Жирятинского района, вышита надпись НА ЧУЖОЙ СТОРОНУШКЕ ПОКЛОНИШЬСЯ И ВОРОНУШКЕ. Это трансформированная в пословицу начальная часть русской частушки:

На чужой сторонушке
Поклонишься воронушке:
«Здравствуйте, воронушко,
Не с нашей ли сторонушки?

На рушнике из фабричного льняного полотна, вышитом в 1910 г. жительницей г. Севска Пелагеей Михайловной Щёкиной, реалистично изображена сцена веселого танца парня и девушки в русских народных костюмах. Динамизм пляшущих фигур композиционно уравновешивается статичностью центральной фигуры балалаечника под склоненным деревом. Сюжетную композицию сопровождает надпись ПЛЯШИ. ВАРЮШКА НА МОЕЙ ПИРУШКЕ (Рис. 2).

Рушник был подарен к свадьбе Марии Михайловне Макеевой в 1920 г. По свидетельству Л.Ю. Брыловой и Н.А. Гангур, «многочисленные реплики сюжета под названием «Пляши Варюшка на моей пирушке» встречаются на полотенцах, бытовавших в различных социальных средах и различных районах России <...>

Они вариативны в деталях и в цветовой гамме, чаще всего трехцветной (красный, зелено-голубой, желтый), в заполняющих и обрамляющих элементах, а также в развернутой эпиграфике («СПАСИБО ТЕБЕ ВАНЮШКА ЗА ТВОЮ ПИРУШКУ», «ДАРЕНОМУ КОНЮ В ЗУБЫ НЕ СМОТРЯТ»). Многие из таких рушников «дарные» – вышитые ко дню рождения или на память. Обращают на себя внимание костюмы персонажей – вышитые рубахи-косоворотки; шаровары, заправленные в сапоги; сарафаны и передники» (Брылова, Гангур 2013: 55-56).

В противоположность этой массовой репликации, охотничий сюжет с текстом В КОМ ЧЕСТЬ В ТОМ И ПРАВДА ОХОТНИК В ЛЕС, видимо, является единственным в своем роде (Рис. 3). Домотканый рушник с сюжетной вышивкой (детальное изображение охотника с собаками, птиц и деревьев) и этой загадочной надписью был изготовлен в 1938 г. Натальей Ивановной Фроловой, проживавшей в то время в дер. Вязовске Дубровского района Орловской области.

12 мая 1967 г. в связи с награждением орденом Ленина Брянская область получила целый ряд оригинальных подарков от соседних областей, в том числе, геологический набор. В нем 30 образцов железных руд Курской магнитной аномалии и сопутствующих пород. Набор упакован в массивную коробку из стали и оргстекла размером 100х54х8 см. На прозрачной крышке краской нанесены размашистые строки Владимира Владимировича Маяковского из стихотворения 1923 г. «Рабочим Курска, добывшим первую руду, временный памятник работы Владимира Маяковского»:

Двери в славу –
двери узкие,
но как бы ни были они узки,
навсегда войдете
вы,
Кто в Курске
добывал
железные куски.
Маяковский

К сожалению, документы не донесли до нас сведений об изготовителях и дарителях этого художественно оформленного набора геологических образцов. Известно только, что 13 мая 1967 г., то есть на следующий день после торжественного вручения, все подарки были переданы директору Брянского областного краеведческого музея В.С. Метёлкину завхозом Брянского обкома КПСС А.И. Королёвым.

Последним (как по времени изготовления, так и по времени поступления в музей) предметом с художественной надписью является медная братина – шаровидный сосуд для напитков (меда, пива и др.). На Руси в XVI-XIX вв. братины из дерева, меди, серебра или золота применялись на братчинных пирах (крестины, именины). Описываемая братина высотой 12 см и диаметром 14 см имеет форму, близкую к шарообразной. В нижней половине сосуд орнаментирован, а по горлу проходит надпись: «ЗЕМЛЯ НАША БОГАТА – ПОРЯДКА В НЕЙ ЛИШЬ НЕТ». Это строка из поэмы Алексея Константиновича Толстого 1868 г. «История Государства Российского от Гостомысла до Тимашева».

Автором этого чеканного произведения, изготовленного в 1994 г. и поступившего в фонды музея в 2005 г., является Александр Афанасьевич Филимонцев (1938-2008), мастер объемной чеканки из г. Новозыбкова. Инженер-механик по профессии, он в начале 1970-х гг. увлекся забытым ремеслом древних мастеров – изготовлением объемных предметов с нанесением чеканных орнаментов (торевтикой). «Уникальную технологию работы с металлом Александру Афанасьевичу Филимонцеву приходилось постигать, что называется, методом проб и ошибок: мастеров, владеющих подобной техникой, ему встретить так и не довелось. Настоящие шедевры из металла создавались во многом благодаря интуиции мастера, опиравшегося на единичные разрозненные сведения из разных источников» (Себекина 2008: 61, 63).

В 2008 г. в стенах Брянского областного краеведческого музея прошла выставка уникальных работ Народного мастера Брянской области Александра Филимонцева; в настоящее время в фондах музея хранится 5 чеканных изделий этого мастера (кроме вышеописанной братины – рукомойник, пивная кружка и 2 кубка).

Заслуживают интереса и предметы быта с художественными надписями на иностранных языках. В 1970 г. от Карачевской средней школы им. А.М. Горького в фонды Брянского краеведческого музея поступила керамическая пивная кружка конца XIX-начала XX вв. германского производства. В средней части ее тулова на двух сближенных между собой готических щитах размещен текст пословицы готическим шрифтом на немецком языке: Viel besser krähet jeder Hahn / Wenn er die Kehle feuchtet an (Гораздо лучше кукарекает петух / Когда он горло увлажняет).

Среди предметов дворянского быта, полученных в 1986 г. от семьи Пигарёвых – наследников поэта Фёдора Ивановича Тютчева, имеется латунная тарелочка для мелочей с изображением женщины и мужчины за карточным столом. Выполненное в реалистичной манере изображение сцены игры в карты обрамлено по малому кругу надписями: «A CLEAR HEAD, A QUICK EYE AND FAIR PLAYING» («ЯСНАЯ ГОЛОВА, ОСТРЫЙ ГЛАЗ И ЧЕСТНАЯ ИГРА») и «KEEP YOUR TEMPER» («ДЕРЖИ СЕБЯ В РУКАХ»).

По совокупности вышеописанных артефактов из музейного собрания ГБУК «БГКМ» можно составить самое общее представление о бытовании на территории нашего края предметов утилитарного назначения, в оформлении которых использованы художественные тексты. Будучи визуально достаточно аттрактивными, эти музейные предметы могли бы составить ядро тематической выставки, посвященной вовлечению художественного слова в экспозиционное пространство.

Т.А. Подоскина, к.б.н., старший научный сотрудник отдела фондовой работы ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» 

Литература:

Бежкович и др. 1959 – Бежкович А.С., Жегалова К.С., Лебедева А.А., Просвиркина К.С. Хозяйство и быт русских крестьян. Памятники материальной культуры. Определитель. М.: Советская Россия, 1959.
Брылова, Гангур 2013 – Брылова Л.Ю., Гангур Н.А. Русская тройка и русская пляска: сюжетные композиции в рушниковой вышивке конца XIX – начала XX века (На материале музейных коллекций Дона и Кубани) // Культурная жизнь Юга России. 2013. № 3 (50). С. 55-57.
Василенко 2012 – Василенко О.К. Поддужные колокольчики на территории Брянской области // Деснинские древности-VI: Материалы межгосударственной научной конференции, посвященной памяти брянского археолога и краеведа, заслуженного работника культуры РСФСР Ф.М. Заверняева. Брянск (Белые Берега): 2012. С. 423-426.
Листок 1870 – Листок Всероссийской мануфактурной выставки. 1870. № 54.
Русские пословицы и поговорки 1882 – Русские пословицы и поговорки, наиболее подходящие для украшения салфеток, скатертей, полотенец, русских и малороссийских нарядов, посуды и проч. / Издание К. Долматова. С. Петербург: типография (бывшая) А.М. Котомина, 1882.
Сазонова 2006 – Сазонова Л.И. Литературная культура России. Раннее Новое время / Рос. Акад. наук; Ин-т мировой литературы им. А.М. Горького. М.: Языки славянских культур, 2006.
Себекина 2008 – Себекина Е. Александр Филимонцев: от мастера из народа – до народного мастера // Брянская тема, 2008. № 10 (17). С. 61-65.

Брянск Today
Подписывайтесь на «БрянскToday» в Яндекс.Дзен. Будьте в курсе дневных новостей

Похожие материалы

Добавить комментарий

Оставляя свой комментарий, Вы соглашаетесь с добавления комментариев.
  • Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц их написавших, и не является мнением администрации сайта.
  • Каждый автор комментария несет полную ответственность за размещенную им информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также соглашается с тем, что комментарии, размещаемые им на сайте, будут доступны для других пользователей, как непосредственно на сайте, так и путем воспроизведения различными техническими средствами со ссылкой на первоначальный источник.
  • Администрация сайта оставляет за собой право удалить комментарии пользователей без предупреждения и объяснения причин, если в них содержатся:
    • прямые или косвенные нецензурные и грубые выражения, оскорбления публичных фигур, оскорбления и принижения других участников комментирования, их родных или близких;
    • призывы к нарушению действующего законодательства, высказывания расистского характера, разжигание межнациональной и религиозной розни, а также всего того, что попадает под действие Уголовного Кодекса РФ;
    • малосодержательная или бессмысленная информация;
    • реклама или спам;
    • большие цитаты;
    • сообщения транслитом или заглавными буквами за исключением всего того, что пишется заглавными буквами в соответствии с нормами русского языка;
    • ссылки на материалы, не имеющие отношения к теме комментируемой статьи, а также ссылки, оставленные в целях "накручивания трафика";
    • номера телефонов, icq или адреса email.
  • Администрация сайта не несет ответственности за содержание комментариев.
  • Запрещается использование "гостями" сайта "Имен" (Никнеймов), которые вводят в заблуждение других пользователей, о причастности человека, оставившего комментарий, к "команде сайта". Например, администратор, админ, руководитель сайта и другие. Все комментарии от лица под такими именами (Никнеймами) будут удалены. а пользователь заблокирован.
  • Администрация сайта может ограничить доступ к сайту пользователей с определёнными IP-адресами (диапазонами адресов), вслучае если посчитает это нужным.
Отправить

Комментарии  

0
Алекса
29 ДЕК 18:43 #1
Алекса
Каждый предмет, каждая вещь сделана со смыслом, с душой и по канонам. Настоящее сокровище