4 декабря (по старому стилю) 1864 года, сто шестьдесят лет назад, произошло одно из самых невероятных и героических сражений в русской военной истории.100 против 10000.
В конце ноября 1864 кокандский мулла Алимкул с 10-тысячным войском выступил из Ташкента и двинулся к крепости Туркестан. Конечной целью была атака на русские поселения Семиречья.
Комендант Туркестана, узнав, что в степи бродят какие-то шайки (это были головные дозоры кокандцев) выслал на разведку сотню уральских казаков есаула Василия Серова.
Отряд под командованием Серова состоял из 2 офицеров, 5 урядников, 98 казаков, кроме того к сотне придано 4 артиллериста, фельдшер, обозный и три посыльных казаха. От встречных киргизов Серов узнал, что селение Икан, которое находится от Туркестана в 25 километрах, уже занято каким-то отрядом. 4 декабря сотня двинулась на разведку, и возле Икана казаки неожиданно наткнулись на главные силы кокандской армии.
Казаки успели только занять канаву, развьючить верблюдов, создать завалы из мешков с провиантом. И оказались в окружении.
Среди уральцев были матерые бойцы, которые участвовали еще в обороне Севастополя и первых походах в Туркестан. В течение трех дней, оставшись без пищи и воды, уральцы держали круговую оборону. Отбили десятки атак. Им удалось подбить лошадь под самим Алимкулом.
Мулла Алимкул прислал Серову записку: «Сдайся и прими нашу веру: никого не обижу!». Предателей не нашлось. Утром 6 декабря в 7 часов утра кокандцы пошли в атаку с трех сторон. Казаки, голодные, полуживые от усталости, не спавшие трое суток, отбивают подряд 4 атаки. А потом Серов командует уральцам встать в каре и идти на прорыв.
Кокандцы налетали, рубя ослабевших. С собой уносили отрезанные головы казаков.
За три часа казаки прошли меньше трех верст. В сумерках они увидели отряд, отправленный комендантом Туркестана. Алимкул ушел в степь.
По итогам трехдневного боя иканская сотня потеряла больше половины личного состава.
О подвиге казаков нет упоминаний в учебниках. Памятника подвигу Иканской сотни в России нет. Нет и улицы, названной в честь подвига. Однако память о подвиге живет, вопреки всему.