После ухода Алексея Кудрина с поста министра финансов РФ несколько лет назад многие готовы были записать его в оппозиционеры, однако опытный финансист предпочел себе роль стороннего судьи и одного из ведущих российских экспертов в политических и финансовых вопросах.
Созданный им Комитет гражданских инициатив регулярно готовит доклады и предложения, берущиеся на вооружение как федеральным центром, так и либеральным лагерем. Важно, что в подготовке докладов Комитета гражданских инициатив используются не субъективные методы опросов экспертов, столь популярные у других исследовательских центров, а анализ статистики.
Недавно эксперты Кудрина представили Индекс социально-экономической и политической напряженности в регионах России за второе полугодие 2016 года (по состоянию на 1 января 2017 года). Ключевым событием этого периода стали, по мнению экспертов, выборы в Государственную думу, прошедшие в сентябре 2017 года.
Остановимся на оценке нашего региона в данном докладе. Как и в целом по стране, в Брянской области отмечено снижение политической конкуренции.
Это связано с усилением позиций «Единой России» на прошедших выборах. Отметим, что в нашем регионе партия показала один из лучших результатов, а в российском парламенте теперь регион может рассчитывать на 4 голоса своих депутатов: Николая Валуева, Владимира Жутенкова, Валентины Мироновой и Валентина Суббота.
На проходивших одновременно довыборах в местные органы власти также в подавляющем большинстве случаев победу одержали «медведи».
Еще два показателя, которые вычисляют составители рейтинга, — уровни административной устойчивости (высчитывается по частоте кадровых замен в региональном руководстве) и конфликтности. Тут брянский регион имеет положительные оценки.
По мнению экспертов Брянщина вошла в число 23 регионов, где отмечается улучшение административной устойчивости. Отсутствие громких отставок, сложившаяся команда губернатора, положительные оценки руководства региона со стороны федеральных властей создают позитивную динамику показателя.
На фоне проблем некоторых других регионов (кадровый хаос в руководстве Горно-Алтайска в связи уголовным делом против мэра в Алтайском крае, замена первого заместителя губернатора и новый председатель законодательного собрания в Ростовской области, ликвидация должности председателя правительства и его реорганизация в Свердловской области и т.д.) наш регион – островок стабильности.
Именно поэтому риски административной устойчивости эксперты КГИ для Брянщины оцениваются как низкие.
Внутренние конфликты на Брянщине также не представляют угрозы политической стабильности. Региональная внутренняя политика сформирована и устойчива; между различными ветвями власти, также как и между региональным и муниципальном уровнем – налажено эффективное взаимодействие.
Местная пресса хоть и не чурается писать о возникающих проблемах жителей региона (в основном коммунальных), не пытается разжигать «пожар войны», занимая конструктивную позицию.
Эксперты отмечают интересную особенность в масштабах страны:
«Отличительной особенностью второго полугодия 2016 года стал заметный рост количества публичных акций, связанных с актуальными гуманитарными проблемами и их законодательным регулированием: свобода и цензура в интернете, насилие в семье, жестокое обращение с животными», — отмечается в докладе.
Впрочем, наш регион из данного перечня может вспомнить лишь пару акций зоозащитников. В целом, протестная активность граждан нашего региона, по мнению экспертов, не изменилась и находится на среднем уровне.
В итоге наиболее неблагоприятным регионом по сочетанию тревожных факторов оказался Алтайский край. В «оранжевой зоне» — Бурятия, Кировская область, Ивановская, Самарская и область, Краснодарский край и еще 5 регионов.
И хотя экспертов кудринского Комитета гражданских инициатив в первую очередь интересуют общероссийские показатели, применительно к нашему региону данные экспертов свидетельствуют, что Брянщина однозначно обладает устойчивой политической стабильностью.