То, что сухопутный Брянск является колыбелью русского флота, уже не вызывает ни у кого удивления. Так же как Переславль-Залесский и Воронеж, наш город находится далеко от моря, что впрочем не помешало Петру Первому строить здесь корабли для морских походов и сражений.
Ранее мы уже писали, что в наших краях строились не только военные дубель-шлюпки, но и сугубо гражданские "байдаки" и "берлины": https://vk.com/bryansksea?w=wall-127096649_1148
А вот то, что наш родной город дал своё имя не только как персональное название тому или иному кораблю, а даже целому виду судов - об этом известно не столь широкому кругу читателей.
Вместе с тем, ещё русский писатель-маринист Николай Петрович Боголюбов (1821-1898), в своём фундаментальном труде "История корабля" упоминает, что "брянки строятся по берегам р. Десны входящей в Днепровскую водную систему".
А уроженец Брянска Афанасий Петрищев в своей статье упоминает о "почетной известности «брянчек», бороздивших некогда воды Десны и Днепра вплоть до Херсона". Скорее всего, речь идёт об одном и том же типе судна.
Что же представляли собой суда, имевшие такое ласковое название "брянка"? Оказывается, это специализированный тип речной баржи. Длина брянки составляла 12 саженей и шириной 3 сажени, осадку она имела 7 четвертей аршина. Грузоподъёмность баржи этого типа составляла от 98 тонн (6000 пудов) до 100 тонн.
Судя по тому, что современной 22-х метровой "Тосне" запретили ходить по Десне из-за превышения положенной длины на 2 метра, то брянкам, доживи они до наших дней, проход по реке тоже был бы воспрещён.
*) сажень - 2,13 метра
Рисунок из книги Н.П. Боголюбова
Брянск - судно деснянский корабелов
Брянск дал название целой серии речных судов
Брянск Today
Брянск Today

