Уже целый год перечисляют деньги «не туда» по коммунальным платежкам 15 тысяч брянцев. В 616 подъездах, где они проживают, кодовых замков уже нет и в помине. Зато ежемесячно в графе «кодовый замок» им выставляют к оплате 20 рублей. С миру по нитке — голому рубаха. В данном случае в «голых» ходит кто-то из брянских «королей». Вопрос — кто?
Инвестиция в безопасность — 20 рублей
С января прошлого года жители брянских многоэтажек стали массово переходить с голосовых домофонов на установку более удобных и продвинутых видеодомофонов. Придомовое внешнее видеонаблюдение перестало быть уделом избранных: теперь им может воспользоваться любой горожанин из многоэтажки бесплатно. Систему «Безопасный дом» внедрила в Брянске компания ООО «Цифрал-Сервис Брянск», входящая в группу компаний «Цифрал-Сервис»: с 2000 года она обслуживает 20 регионов России. Одинокая бабушка с вечным страхом «черного риэлтора» и цыганок из «собеса», первоклассница, возвращающаяся из школы в пустую квартиру, когда мама с папой на работе, обладатели припаркованных у подъезда авто, на которых иные граждане любят что-нибудь нацарапать или наклеить, подъездные блюстительницы порядка, что смотрят: доносят ли жильцы мусор до помойки, и кто привечает стада бездомных кошек и собак, домашние мамы с младенцами и подросшими малышами в песочнице, опасающиеся пьяниц и прочих асоциалов — все эти люди получают помощь и защиту «Цифрала».
Доступ к высоким подъездным технологиям дает бесконтактный ключ-капелька. Сделав заказ, ходить за ним не надо: он может быть доставлен на дом клиенту. Оригинальный ключ может находиться даже в сумке: достаточно провести ею перед дверной лузой — и она откроется. Ключ стоит сто рублей. На этом инвестиции жильца в удобство и безопасность семьи заканчиваются. И это новое слово в отношения оператора и клиента: вспомните, как в начале «нулевых» Брянск сбрасывался целыми подъездами на первые кодовые двери: с замками, ключами и аудиодомофонами… Демонтаж устаревшей системы с кодовым замком и голосовым домофоном, установка видеооборудования происходят для клиента бесплатно, крайне быстро и почти незаметно — в «Цифрале» слово «специалист» употребляется в прямом значении.
Дальнейшие расходы идут на ремонт оборудования, если сломалось — в течение суток, ежеквартальное профобслуживание, включая ежегодную покраску двери, доступ к записям круглосуточного наблюдения (они хранятся десять суток). Видеосигнал поступает дежурному УМВД по городу Брянску с помощью интернета, который компания «Брянские кабельные сети» предоставляет бесплатно. К слову, недавно оперативники раскрыли убийство на улице Металлистов с помощью записей с видеодомофона, установленного «Цифралом». Этот случай быстро распространило сарафанное радио — теперь злоумышленники стараются даже не соваться на внутридворовые территории с камерами над подъездами.
Абонентская плата за все эти услуги и возможности, по сравнению с прежним оператором, не меняется: в месяц она составляет 20 рублей с квартиры. С помощью этих денег, инвестор планировал постепенно окупить затраты, выйти на прибыль и продолжать «апгрейдить» систему: ведь в полном официальном названии фирмы значится «научно-техническая компания».
Сила сложившейся практики
Очень скоро компании «Цифрал-Сервис-Брянск» неоднозначно дали понять: чужие здесь не ходят. Жители многоэтажек оказались втянуты в обман: как выяснилось, свои 20 рублей они месяц за месяцем перечисляли не «Цифралу», с которым заключили официальные договоры, а некой компании. Как это происходит? Все ЖКХ-деньги жильцы перечисляют посреднику, «автору» сводных коммунальных счетов ООО «РИРЦ». А вот РИРЦ собранные средства перечисляет адресатам. Казалось бы, удобно всем: каждый занимается своим делом, а денежные потоки распределяют «специально обученные люди». Но на «Цифрале» проверенная система дала сбой: по словам директора компании Виктории Спетницкой, денег за свои услуги инвестор от РИРЦа практически не видит.
«Если в самом начале нашей работы из 100 подъездов, где мы установили свое оборудование и заключили договоры с жильцами, РИРЦ перечислял нам собранные средства с 80 подъездов, то через полгода ситуация стала зеркальной. Из ста наших подъездов деньги до нас доходили только от 20-ти».
По словам руководителя ООО «Цифрал-Сервис Брянск», на данный момент ситуация достигла апогея: из 182 подъездов недавно «предъявленных к оплате», РИРЦ согласился только с двумя. Остальные деньги клиентов «Цифрала» продолжают уходить к прежним поставщикам несуществующей, неоказываемой услуги. На многократные вопросы Виктории Спетницкой, почему такой произвол, она, по ее словам, получала многократные же ответы от руководства РИРЦ: «В силу сложившейся практики». Платежный оператор аргументировал странное распределение средств утверждением прежнего поставщика: мол, у них есть договоры с теми подъездами и их жителями, на которые «претендует» «Цифрал». Только вот объем бумаги настолько велик, что предоставить копии этих договоров компания не может по техническим причинам. В ответ «Цифрал» передал в РИРЦ полное собрание своих договоров: четыре коробки, тысячи листов…
В это же время брянский «Цифрал» письменно известил собственников жилья: уплаченные ими средства за услугу в адрес ООО «Цифрал-Сервис-Брянск» не поступили. Это не значит, что люди должны повторить платеж. Просто нужно проверить в квитанции реквизиты поставщика услуги в графе «кодовый замок». Если поставщик указан не тот, который услугу оказывает, жителей просят подписать и передать в компанию заявление на перерасчет и возврат средств. Также «Цифрал» предупредил: его сотрудники всегда при удостоверении. Так что, если кто-то просит поучаствовать в опросе о качестве услуг и расписаться, представляясь «цифральцем», удостоверение стоит потребовать.
Тем временем, «ветераны кодовых замков» в силу монопольного положения на рынке даже перестали выезжать к брянским подъездам на профобслуживание, а иногда и на срочный ремонт. В ответ на свои претензии жильцы слышат: «Вы с нами заключали договор только на установку оборудования, но не на обслуживание». И много других «теплых слов». Говорят, 20 миллионов в год чистой прибыли просто за комфортное присутствие на рынке, вполне позволяют вести себя без комплексов.
Кровные узы, кровная война
Война договоров — существущих в распоряжении платежного оператора и несуществущих — ситуацию не изменила. Деньги отправлялись «куда положено», а не тем, кто их заработал. Истинные причины самоуправства, как написали уже многие брянские издания, кроются в тайнах семейно-политических связей города Брянска. (Мы же раскроем имена и пароли только после того, как они прозвучат в суде — примечание автора). Ровно до этого момента бывалые брянские люди убеждали новичков на брянском рынке: здесь такие дела в судах не решаются, здесь бы подождать надо, договориться…
Тем временем ситуация продолжала ухудшаться. И тогда областная прокуратура в ответ на заявление Спетницкой, официально сообщила ей следующее: «В ходе проверки были обнаружены случаи взимания ООО «РИРЦ» Брянской области с граждан за указанную услугу денежных средств и их неправомерного перечисления при отсутствии документального подтверждения договорных отношений на обслуживание домофонного оборудования». И вот уже прокуратура направляет материалы проверки в органы внутренних дел для решения вопроса об уголовном преследовании по статье «самоуправство» (часть1 статьи 330 УК РФ — примечание автора).
В результате этого самоуправства 15 тысяч брянцев лишили права выбора даже бытовой услуги, низвели на уровень дойного стада. Это «стадо» больше молчать не намерено. Люди надеются, что подконтрольное областному правительству ООО «РИРЦ» «самоуправствует» не потому, что кровно с нею связано и не потому, что бывший учредитель компании — известный депутат Брянской областной Думы…
Просто такое вот досадное недоразумение в силу «сложившейся практики», которое, как надеются брянцы, суд и губернатор смогут исправить.
Материал редакции БрянскToday предоставлен ООО «Цифрал-Сервис Брянск»