Ровно два месяца в СИЗО Брянска находится 57-летний Леонид Лощаков. Гражданин Узбекистана, объявленный там в международный розыск, он попросил политического убежища в России, но, несмотря на это, вероятно, будет депортирован в Узбекистан.
Материал об этой истории опубликован в «Новой газете». Процитируем:
Под следствие Леонид Лощаков попал как начальник отдела подготовки кадров узбекского Навоийского горно-металлургического комбината (ГМК). Около десяти лет он вел там программу, по которой комбинат оплачивал обучение узбекских студентов в России. Программа работала около 20 лет, была основана на двухстороннем договоре между Россией и Узбекистаном, указе президента страны и подкреплена договорами с российскими вузами. Однако 29 августа прошлого года Лощакова вызвали в военную прокуратуру Навои, где объявили, что возить студентов в Россию незаконно — это (так написано в обвинительном заключении) противоречит «интересам Республики Узбекистан».
Как позже написал Лощаков гендиректору Навоийского ГМК, прокурор заявил ему, что по факту хищения денег комбината возбуждено уголовное дело, но его можно закрыть: «При этом он на бумажке написал «20 000$» и предупредил меня, что об этом никому не нужно говорить», — писал Лощаков.
Двадцати тысяч Леониду Лощакову взять было негде, и 5 сентября он уехал в Россию. Однако 6 сентября ему заочно предъявили обвинение в хищении, подлоге и «заключении сделки вопреки интересам Республики Узбекистан» и объявили его в международный розыск.
Не зная, что успел стать обвиняемым, Лощаков встал на учет в УФМС Брянска, где живет его мать. Там 25 декабря его и арестовали.
Защищать Лощакова взялся комитет «Гражданское содействие». Там уверены, что дело против Лощакова сфабриковано.
— Это Узбекистан, оттуда русских выталкивают, — уверена председатель комитета Светлана Ганнушкина. — Может, кто-то похитил деньги на его предприятии, и их решили вот так вот вернуть. Может, кому-то понадобилось его рабочее место…
— Такой метод вымогательства в Узбекистане используют часто, — подтверждает дочь Лощакова Ирина Акимова. — Каждый раз дела заводят против сотрудников госпредприятий, обычно русских, за которых некому заступаться. Требуют деньги, а если не получают, сажают за хищение. Например, прошлым летом так осудили руководителя службы ГСМ Навоийского аэропорта.
Сейчас Лощаков проходит проверку, которая должна решить, подлежит ли он выдаче Узбекистану. Уже в СИЗО он подал документы на получение статуса беженца. Видимо, благодаря этому его не выслали, а лишь продлили срок заключения до 3 мая. Как уверена Ирина Акимова, это лишь отсрочка: УФМС Брянска не дает статус беженца никому.
Практически все два месяца заключения Лощаков провел в медчасти СИЗО: у него тяжелое заболевание почек и повышенное давление, и Ирина боится, что до экстрадиции ее отец может не дожить.
Комитет «Гражданское содействие» обратился к властям России с просьбой об убежище для Лощакова. Если ему откажут в статусе беженца, это будет крушением последней надежды.