В минувшее воскресенье по Первому общероссийскому телеканалу крутили «Свадьбу в Малиновке», а в Брянском театре драмы давали «Левшу». И сопоставление этих музыкально-патриотических постановок (а «Левша» тут — мюзикл, пусть даже и под полную, не минусовую фонограмму) предполагает вопрос из серии «Найдите десять отличий».
Десять не десять, а главное сформулировала семи- восьмилетняя егоза, в антракте на бегу ответившая на вопрос билетерши, нравится ли ей спектакль - «Скучно!». «И пошло», — мысленно добавил я. Этот типовой спектакль, каким, например, может быть и типовой проект дома, по кое-как срифмованному, под филатовского «Федота-стрельца», сюжету лесковского сказа явно рассчитан не только на невзыскательную публику, но и непрофессиональный коллектив — такое в два-три захода можно поставить и в сельском ДК с его самодеятельностью, и даже в цирке, с медведями.
И, видно, заезжие столичные постановщики Брянский драмтеатр по этому разряду и зачислили — к примеру, даже не удосужились задействовать здесь поворотный круг, что вроде бы сценография изначально когда-то предполагала — для быстрой смены декораций, стремительной езды героев, а это хоть как-то оживило бы «деревянные», откровенно неумелые танцы, а то и вовсе статичное, когда надо бежать, открытие рта под «фанеру» давно уж растренированной труппы.
Но я отравился-таки досматривать второе отделение в надежде, что актеры, может, не до конца раскрыли свой пресловутый «творческий потенциал», о котором так много писали местные СМИ. И еще интриговало сообщение о планах по строительству малого, мест на 80, зала, так якобы необходимого театру для новых экспериментов. А готовность властей раскошелиться на это — вдвойне.
И ведь зачем драмтеатру вдруг новый зал? Каких еще экспериментов здесь можно ожидать при нынешнем, впрочем, все так же неизменном раскладе?! За три последних года здесь разве что орать стали потише, скакать - поменьше. Ну так годы же, годы...
Оставим творческую состоятельность БТД и допустим, что силы будут, поверим - планы есть. А вся загвоздка — в отсутствии малой сцены. Ну так отчего же не взять, не позаимствовать ее хотя бы и на время у Брянского ТЮЗа — какой год стоит бесхозной? И не в соседний же район для того ехать, а только площадь перейти? Кочуют же актеры из труппы в труппу, и многие из ныне скачущих в массовке драмы могли бы это подсказать.
На моей памяти последний раз на малой в ТЮЗе ставили «Арену» по пьесе И.Фридберга, и было это еще в прошлом веке, лет двадцать тому назад. Что сталось с площадкой с тех пор, боюсь предположить. Может, там давно очередной фитнес-клуб прописался? Но факт остается фактом — зал есть, и вернуть его в строй наверняка дешевле, а, главное, быстрее, чем строить новый. Ведь vita, как известно, brevis... Ну а отремонтированную сцену могли бы с переменным успехом делить оба театра, а нет, так первый, якобы «взрослый», арендовать у второго, вроде бы «детского», на взаимовыгодных условиях — у ТЮЗа, поди, с финансами потуже будет.
На сэкономленные одним и вырученные другим деньги можно уж и экспериментировать на славу. И вообще тьма вариантов, как с умом потратить суммы, которые область готова выделить на поддержку культурных инициатив. Стоит ли перечислять проблемы брянских театров?
Но ведь — стройка! А это совсем иная статья расходов. И доходы с нее тоже другие. Ведь свежи еще в памяти капремонт и противоаварийные работы в том же БТД — туманная история с двумя госконтрактами общей стоимостью порядка 88 миллионов рублей, невесть как и на что потраченными.
Промежуточным результатом вроде разгоравшегося скандала, в котором фигурировали и высокопоставленные чины, и дружественная им фирма-подрядчик, стал лишь 50-тысячный штраф, выписанный антимонопольной службой теперь уже экс-директору драмы за отсутствие тендера на соответствующие работы. Остальные участники сделки, судя по всему, вышли сухими из этого театрального уже не разъезда, но, похоже, распила.
Так кому и зачем понадобился новый строительный подряд в драмтеатре? Если и впрямь для творческих экспериментов, то тут, как говаривал еще Вл.Немирович-Данченко, достаточно и коврика, на котором сыграют два человека — важно само рождение чуда театра. А в нашем случае для этого есть уже и готовый, но пустующий зал. Но эксперименты, ради которых требуется новое помещение, и театр готов ждать его постройки и год, и два, не меняясь при этом по существу сам, носят, возможно, далекие от искусства расчеты. Зато проходят они, как видно, с большим успехом.