Четверг, 26 декабрь 2024, 18:27

Выставка фоторабот оккупантов в Брянской областной библиотеке. Попытка мягкой реабилитации нацизма?

10292
Выставка фоторабот оккупантов в Брянской областной библиотеке. Попытка мягкой реабилитации нацизма?
А по сути, что получилось? Подборка фотографий из серии «война-войной, а жизнь продолжается»

11 апреля 2015 года в Брянской областной библиотеке им.Тютчева открылась фотовыставка «Брянщина в объективе войны. Детские судьбы». Чего можно ожидать от выставки с таким названием, проходящей в государственной библиотеке в канун семидесятилетия Победы?

Афиша выставки

Как минимум, адекватного освещения периода фашистской оккупации. Ведь у нас огромный счёт к оккупантам. Из более 27 миллионов жертв агрессии нацистов 17,5 миллионов - это гражданское население, люди, которые были угнаны и сгинули в фашистском рабстве, были расстреляны, повешены, замучены оккупантами, умерли от невыносимых условий и т.д. 

Открытие выставки

А по сути, что получилось? Подборка фотографий из серии «война-войной, а жизнь продолжается» или «не так страшен чёрт, как его малюют», выставка фоторабот оккупантов, созданных, очевидно, в агитационных целях.

Когда посетители выставки, среди которых школьники и студенты, без каких-либо пояснений увидят на стене фотографию, сделанную профессиональным фашистским фотографом, на которой улыбаются выстроенные для фотоснимка дети, с подписью «На уроке в средней школе, 1942 год» - это вызывает вопрос: а какова цель публикации этих фотографий? Что хотят этим сказать создатели выставки? 

Заголовок к фотографии: «На уроке в средней школе, 1942 год». Фото немецкого фотографа

Понятно, что такая фотография хорошо бы смотрелась в материалах фашистской пропаганды. Непонятно, зачем эту фашистскую агитку демонстрировать на выставке в преддверии 70-летия Победы? 

Между прочим, фашистский «Лебенсборн» похищал детей и на территории Брянской области.Как пишет исследователь проф.Х.Вирст, из похищенных «Лебенсборном» вернулись домой всего лишь 3%. «Если мать и отец сопротивлялись, эсэсовцы убивали их на глазах у ребёнка» - так про методы работы «Лебенсборна» рассказывает пресс-секретарь ассоциации «Рождённые войной»Г.Свиллен.

Так может надо не снятые фашистами постановочные фото улыбающихся детей показывать, а демонстрировать снимки из лагерей «Лебенсборна» —это лучше раскроет тему судьбы советского ребёнка, попавшего в лапы нацистов? Или разместить рядом с нацистским фото письмо Кати Сусаниной, над которой нацистские «хозяева» бесчеловечно измывались и довели девочку до самоубийства, о чём она рассказала в предсмертной записке и завещала отцу отомстить проклятым оккупантам— на наш взгляд это значительно лучше раскрывает тему судьбы замученного нацистами ребёнка.

И ладно, если бы рядом с подобной постановочной нацистской фотографией были показаны жертвы оккупантов, то есть если бы выставка ясно показывала, чем отличалась реальность оккупации от нацистской постановки с улыбающимися детьми. Ну или хотя бы было сделано соответствующее текстовое пояснение рядом с фотографией. Но этого нет. В результате посетитель приходит на выставку и получает представление об оккупации по нацистским фотографиям: он не об искалеченных судьбах жертв нацистов узнаёт (зверств оккупантов нет на фото), а видит детские улыбки на постановочной нацистской агитке. 

Или, например, фотография с подписью «Репетиция оркестра Локотского самоуправления, Локотской округ, 1942 год». 

Репетиция оркестра локотского самоуправления

Локотское самоуправление печально «прославило» Брянщину чудовищем-карателем Антониной Макаровой, которая расстреляла в Локте больше 1500 человек. Сформированная в Локотском самоуправлении РОНА (Русская освободительная народная армия) в 1944 году получила название «29-я гренадёрская дивизия войск СС». Это в чистом виде каратели, которые уничтожили тысячи и тысячи советских людей. На выставке же показывают не зверства РОНА в Локте, а…репетицию оркестра. Возникает тот же вопрос – зачем это показывать? Как это связано с судьбами детей? Мы убеждены, что рассказывая о Локте нужно демонстрировать материалы о жертвах РОНА, чьи судьбы были оборваны в Локте, а не заменять их фотографиями оркестра. Или хотя бы дать справку рядом с фотографией, что такое было Локотское самоуправление и сколько судеб советских людей там было оборвано фашистами и их пособниками.

Захваченные пособники партизан

Выставку немного разбавляет серия фото «Захваченные пособники партизан». Но возникает тот же вопрос - разве эти фото раскрывают их судьбу?  Судьба многих пособников партизан закончилась в Локте и других подобных местах, где их массово убивали. Об этом на вывешенных фотографиях мы не увидели ничего. 

Зато увидели много фотографий, вроде «Крестьянка в праздничной одежде», «Крестьянка за тканием пояса» и т.п.

 Крестьянка в праздничной одежде

Такой выставке лучше подошло бы называние «Оккупанты рассказывают об оккупации».Чем оправдывают такую подборку фотографий организаторы выставки? 

На вопросы, почему на выставке размещены сделанные оккупантами фотографии, которые формируют умеренно-положительную картину оккупации, почему не показаны зверства оккупантов?— мы услышали в ответ: мол, у нас таких фотографий нет. 

"A Russian woman tries to shelter her infant amidst the ruins while Axis forces shell of the small village of Krasnaya Sloboda during Operation Barbarossa, the Axis invasion of the Soviet Union. Krasnaya Sloboda, Bryansk Oblast, Russia, Soviet Union. 30 August 1941. Image taken by Anatoly Garanin. "

https://www.pinterest.com/pin/110690103316596020/

Организаторы выставки не смогли или не захотели найти фотографий жертв фашистов? 

То есть, логика следующая: массовые захоронения жертв оккупантов в Брянском регионе есть, а фотографий не нашли, поэтому будем показывать сделанные нацистами фото с улыбающимися детьми и крестьянками в праздничных платьях под заголовком «детские судьбы».

А почему на выставочной стене не оказалось фотографий детей-партизан, которые сражались с оккупантами, или их судьбы не имеют отношения к войне? 

 Партизаны Брянщины. 1943 год. Фото Б. Игнатовича

Почему бы не рассказать на выставке про эти судьбы?

Непрозрачна цель выставки. С одной стороны, организаторы утверждают, что не хотели осквернять память о Великой Победе. С другой стороны, подборка фотографий транслирует образ оккупации, который формировался самими оккупантами, пытавшимися при помощи подобных материалов разложить сопротивление населения оккупационному режиму. 

Легко себе представить, как будет «работать» такая выставка в воспитательном и образовательном процессе и какое представление об оккупации она cформирует у посетителей. Приходят в государственную библиотеку школьники, студенты, преподаватели, учителя, которые хотят получить представление о Брянске периода оккупации по документальным фото. И на выставке они не видят почти ничего, что рассказывало бы о зверствах фашистов на оккупированных территориях, а вместо этого видят сделанные фашистами фотографии (в том числе постановочные фашистские агитки) с улыбающимися детьми, крестьянками в праздничных платьях, крестины детей и т.п. 

Понятно, что организаторам выставки невыгодно и не хочется все это понимать (мы предложили им доработать выставку – хотя бы снабдить фотографии соответствующим сопроводительным текстом, но получили отказ). А вот руководство государственной библиотеки не может не понимать, какова логика проведения мероприятия незадолго до 70-летия Победы. И не может не понимать, что представленная на выставке подборка изображений нацелена на решение единственной задачи - размывание образа фашистского врага в памяти российского общества. А если это руководство всё прекрасно понимает – значит это делается намеренно? И не в первый раз?

Но это уже тема другой статьи. 

P.S. На наш взгляд в Брянске давно назрел вопрос о необходимости создания областного общественного совета, в сферу которого будут входит вопросы патриотического воспитания и недопущения попыток реабилитации нацизма.

Источник

Брянск Today
Подписывайтесь на «БрянскToday» в Яндекс.Дзен. Будьте в курсе дневных новостей

Похожие материалы

Комментарии  

5
Посетитель
15 АПР 14:10 #29
Посетитель
Итак, "бежицкий" продолжает гнуть своё.
Среди партизанов "хватало всякого рода душегубов".
А у палача-карателя была "своя правда", она "обиженная" и "не в себе".
Ему нравится выставка с фото-работами нацистов?
Я не удивлён.
1
Утренний читатель
15 АПР 14:08 #28
Утренний читатель
Бежицкий
Утренний читатель
Монолог Мюллера о возрождении фашизма: "Мы говорим сейчас о тех кто еще ничего не смыслят. Они будут говорить о нас как о легенде........" Советую внимательно пересмотреть.
[youtube]https://youtu.be/vK3BqLmhziA[/youtube]
В Германии был национал-социализм, фашизм был в Италии. Это в Союзе всё сознательно перепутали, т.к. разница с Рейхом была в основном в том, что у них во главу ставилась нация, а в СССР класс. И чтобы в нашей стране не сильно замечали сходство двух тоталитарных систем обозвали всех врагов фашистами. Фашизм не подразумевает рассовую идеологию. В Италии во время войны спаслись многие беженцы из Югославии, в том числе цыгане.
Так по поводу фамилий организаторов - я верно нашёл?
Ну явно не оперативник, в прежнем "комменте" подсказка.
1
Бежицкий
15 АПР 14:05 #27
Бежицкий
Рыжий немчик организатор?
-2
Бежицкий
15 АПР 14:03 #26
Бежицкий
Утренний читатель
Монолог Мюллера о возрождении фашизма: "Мы говорим сейчас о тех кто еще ничего не смыслят. Они будут говорить о нас как о легенде........" Советую внимательно пересмотреть.
[youtube]https://youtu.be/vK3BqLmhziA[/youtube]
В Германии был национал-социализм, фашизм был в Италии. Это в Союзе всё сознательно перепутали, т.к. разница с Рейхом была в основном в том, что у них во главу ставилась нация, а в СССР класс. И чтобы в нашей стране не сильно замечали сходство двух тоталитарных систем обозвали всех врагов фашистами. Фашизм не подразумевает рассовую идеологию. В Италии во время войны спаслись многие беженцы из Югославии, в том числе цыгане.
Так по поводу фамилий организаторов - я верно нашёл?
1
Утренний читатель
15 АПР 13:59 #25
Утренний читатель
Бежицкий
Утренний читатель
Бежицкий
Утренний читатель
[quote name="Бежицкий"]наведи справки о организаторах выставки и все станет понятно с какой целью она сделана
Её авторами, организаторами и составителями являются брянские коллекционеры, участники поисковых движений.
http://www.br-tvr.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=12968&Itemid=1
Где здесь подвох?
Ищи лучше, это официальная версия и их прикрытие. За их спиной стоит интересное лицо. Как только пишу фамилию, коммент. удаляет админ..
Экспозиция «Детские судьбы» станет первой в выставочном цикле «Брянщина в объективе войны», организацией которого занимается группа брянских коллекционеров и краеведов (Р.П. Смольский, Ю.Ю. Кузнецов, П.А. Марченков).
http://news.nashbryansk.ru/2015/04/09/culture/fotovystavka-o-detyax-vojny-38386/
Эти?
Нет, я же сказал не в официальной версии. Найдешь его фамилию, мельком, в первой статье.
5
Утренний читатель
15 АПР 13:55 #24
Утренний читатель
Монолог Мюллера о возрождении фашизма: "Мы говорим сейчас о тех кто еще ничего не смыслят. Они будут говорить о нас как о легенде........" Советую внимательно пересмотреть.
[youtube]https://youtu.be/vK3BqLmhziA[/youtube]
-1
Бежицкий
15 АПР 13:47 #23
Бежицкий
Утренний читатель
Бежицкий
Утренний читатель
[quote name="Бежицкий"]наведи справки о организаторах выставки и все станет понятно с какой целью она сделана
Её авторами, организаторами и составителями являются брянские коллекционеры, участники поисковых движений.
http://www.br-tvr.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=12968&Itemid=1
Где здесь подвох?
Ищи лучше, это официальная версия и их прикрытие. За их спиной стоит интересное лицо. Как только пишу фамилию, коммент. удаляет админ..
Экспозиция «Детские судьбы» станет первой в выставочном цикле «Брянщина в объективе войны», организацией которого занимается группа брянских коллекционеров и краеведов (Р.П. Смольский, Ю.Ю. Кузнецов, П.А. Марченков).
http://news.nashbryansk.ru/2015/04/09/culture/fotovystavka-o-detyax-vojny-38386/
Эти?
3
Утренний читатель
15 АПР 13:44 #22
Утренний читатель
Посетитель
Итак, некоторые отметившиеся тут "комментаторы" не оспаривают факт, что на выставке размещены фотографии, сделанные нацистами и формирующие положительный образ оккупантов. То есть нацистские агитки.

И тем не менее они хотят эту нацистскую пропаганду выставлять. Под разными предлогами - мол, "интересно", мол, "партизаны плохие были". Уже договорились до того, что у палача-карателя А.Макаровой "своя правда" была.

Все понимают, что это уже в чистом виде 1. реабилитация фашизма (у палача-карателя своя правда)+ 2. очернение советской стороны (мол, партизаны были плохие).

А ведь это очень показательно. Показательно, что подобная выставка нужна ВОТ ЭТИМ людям.
Совершенно, как говориться, в дырочку. Но заметьте, что нельзя списать на какое-то заблуждение, а чисто осознано намекается: "Наше время почти пришло"
-2
Бежицкий
15 АПР 13:43 #21
Бежицкий
Для Посетителя
"1. реабилитация фашизма (у палача-карателя своя правда)+ 2. очернение советской стороны (мол, партизаны были плохие)"

О реабилитации ничего не сказано. По поводу Макаровой - почитайте про неё, у Антонины была серьезная психологическая травма, ею воспользовался один из мужчин, с которым она пробиралась из окружения, а потом бросил её. Она была психически нездоровым человеком. Нормальный человек не будет вызываться добровольцем расстреливать людей.

"Партизаны были плохие" - это ваше передёргивание. В моих комментариях не было такого, я писал, что среди них хватало всякого рода душегубов. Это ни в коей мере не относится ко всем партизанам. Я восхищаюсь подвигами людей, про которых можно почитать на том же сайте iremember.ru.
5
Утренний читатель
15 АПР 13:40 #20
Утренний читатель
Бежицкий
Утренний читатель
[quote name="Бежицкий"]наведи справки о организаторах выставки и все станет понятно с какой целью она сделана
Её авторами, организаторами и составителями являются брянские коллекционеры, участники поисковых движений.
http://www.br-tvr.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=12968&Itemid=1
Где здесь подвох?
Ищи лучше, это официальная версия и их прикрытие. За их спиной стоит интересное лицо. Как только пишу фамилию, коммент. удаляет админ..
8
Посетитель
15 АПР 13:33 #19
Посетитель
Итак, некоторые отметившиеся тут "комментаторы" не оспаривают факт, что на выставке размещены фотографии, сделанные нацистами и формирующие положительный образ оккупантов. То есть нацистские агитки.

И тем не менее они хотят эту нацистскую пропаганду выставлять. Под разными предлогами - мол, "интересно", мол, "партизаны плохие были". Уже договорились до того, что у палача-карателя А.Макаровой "своя правда" была.

Все понимают, что это уже в чистом виде 1. реабилитация фашизма (у палача-карателя своя правда)+ 2. очернение советской стороны (мол, партизаны были плохие).

А ведь это очень показательно. Показательно, что подобная выставка нужна ВОТ ЭТИМ людям.
-2
Бежицкий
15 АПР 13:30 #18
Бежицкий
Утренний читатель
[quote name="Бежицкий"]наведи справки о организаторах выставки и все станет понятно с какой целью она сделана
Её авторами, организаторами и составителями являются брянские коллекционеры, участники поисковых движений.
http://www.br-tvr.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=12968&Itemid=1
Где здесь подвох?
3
Утренний читатель
15 АПР 13:24 #17
Утренний читатель
Бежицкий
Правда у каждого своя. У Антонины Макаровой-Гинзбург наверняка тоже какая-то своя была, даже за еврея замуж вышла, наверное чтобы следы своих преступлений скрыть. А истории наверняка многие себе красивые придумывали, чтобы белыми и пушистыми казаться. Жаль что реальную правду мы вряд ли когда-нибудь узнаем.
Я никого не хочу оправдывать, но осуждать выставку, которая дает возможность немного больше узнать о том времени, чем это давалось в советские годы, считаю неправильно.
Для Утреннего читателя - мой прадед тоже погиб ещё в июле 1941 года, он был кадровый военный, брат бабушки лишился на мине обеих ног в 15 лет, брат деда приписал себе год, чтобы попасть на фронт, и погиб в день своего 18-летия. В нашей стране война наверное не обошла ни одну семью.
Так правда одна, мы победили мы и правы, rnj ,кто был с нами тот и прав. Это закреплено юридически на Нюрнбергском процессе. А этим фоткам не место на выставке в гос.библиотеке. Максимум в архиве или уголовном деле. А кто был пособником фашистов пусть отмывается всю жизнь как и его потомки, так как должен был понимать у кого он получает винтовку и кому после этого служит. И Бежицкий, наведи справки о организаторах выставки и все станет понятно с какой целью она сделана.
Хм, если конечно тебе оно надо.
4
Утренний читатель
15 АПР 13:11 #16
Утренний читатель
Сергей32
Погар
...но часть снимков представляют очевидную ценность. Как художественную так и научную.
Я еще могу понять художественную ценность: портреты, использование света, отвлечение внимания, методы навязывание видения фотографа, перспективы и.т.д. Но расскажите про научную ценность некоторых снимков?
"Щас" Бежицкий скажет, что ватникам и совкам не понять высокого искусства и художественной ценности поэтому объяснять ничего не буду.
6
Николай2
15 АПР 13:10 #15
Николай2
По итогам пресс-просмотра в Министерство культуры РФ поступили вопросы, касающиеся содержания фильма, в первую очередь — искажения исторических фактов и своеобразных трактовок событий до, во время и после Великой Отечественной войны, а также образов и характеров советских граждан той исторической эпохи", — говорится в сообщении Минкультуры.
Организаторов Брянской выставки к ответу за кощунство