Пятница, 13 декабрь 2024, 11:23

Выставка фоторабот оккупантов в Брянской областной библиотеке. Попытка мягкой реабилитации нацизма?

10264
Выставка фоторабот оккупантов в Брянской областной библиотеке. Попытка мягкой реабилитации нацизма?
А по сути, что получилось? Подборка фотографий из серии «война-войной, а жизнь продолжается»

11 апреля 2015 года в Брянской областной библиотеке им.Тютчева открылась фотовыставка «Брянщина в объективе войны. Детские судьбы». Чего можно ожидать от выставки с таким названием, проходящей в государственной библиотеке в канун семидесятилетия Победы?

Афиша выставки

Как минимум, адекватного освещения периода фашистской оккупации. Ведь у нас огромный счёт к оккупантам. Из более 27 миллионов жертв агрессии нацистов 17,5 миллионов - это гражданское население, люди, которые были угнаны и сгинули в фашистском рабстве, были расстреляны, повешены, замучены оккупантами, умерли от невыносимых условий и т.д. 

Открытие выставки

А по сути, что получилось? Подборка фотографий из серии «война-войной, а жизнь продолжается» или «не так страшен чёрт, как его малюют», выставка фоторабот оккупантов, созданных, очевидно, в агитационных целях.

Когда посетители выставки, среди которых школьники и студенты, без каких-либо пояснений увидят на стене фотографию, сделанную профессиональным фашистским фотографом, на которой улыбаются выстроенные для фотоснимка дети, с подписью «На уроке в средней школе, 1942 год» - это вызывает вопрос: а какова цель публикации этих фотографий? Что хотят этим сказать создатели выставки? 

Заголовок к фотографии: «На уроке в средней школе, 1942 год». Фото немецкого фотографа

Понятно, что такая фотография хорошо бы смотрелась в материалах фашистской пропаганды. Непонятно, зачем эту фашистскую агитку демонстрировать на выставке в преддверии 70-летия Победы? 

Между прочим, фашистский «Лебенсборн» похищал детей и на территории Брянской области.Как пишет исследователь проф.Х.Вирст, из похищенных «Лебенсборном» вернулись домой всего лишь 3%. «Если мать и отец сопротивлялись, эсэсовцы убивали их на глазах у ребёнка» - так про методы работы «Лебенсборна» рассказывает пресс-секретарь ассоциации «Рождённые войной»Г.Свиллен.

Так может надо не снятые фашистами постановочные фото улыбающихся детей показывать, а демонстрировать снимки из лагерей «Лебенсборна» —это лучше раскроет тему судьбы советского ребёнка, попавшего в лапы нацистов? Или разместить рядом с нацистским фото письмо Кати Сусаниной, над которой нацистские «хозяева» бесчеловечно измывались и довели девочку до самоубийства, о чём она рассказала в предсмертной записке и завещала отцу отомстить проклятым оккупантам— на наш взгляд это значительно лучше раскрывает тему судьбы замученного нацистами ребёнка.

И ладно, если бы рядом с подобной постановочной нацистской фотографией были показаны жертвы оккупантов, то есть если бы выставка ясно показывала, чем отличалась реальность оккупации от нацистской постановки с улыбающимися детьми. Ну или хотя бы было сделано соответствующее текстовое пояснение рядом с фотографией. Но этого нет. В результате посетитель приходит на выставку и получает представление об оккупации по нацистским фотографиям: он не об искалеченных судьбах жертв нацистов узнаёт (зверств оккупантов нет на фото), а видит детские улыбки на постановочной нацистской агитке. 

Или, например, фотография с подписью «Репетиция оркестра Локотского самоуправления, Локотской округ, 1942 год». 

Репетиция оркестра локотского самоуправления

Локотское самоуправление печально «прославило» Брянщину чудовищем-карателем Антониной Макаровой, которая расстреляла в Локте больше 1500 человек. Сформированная в Локотском самоуправлении РОНА (Русская освободительная народная армия) в 1944 году получила название «29-я гренадёрская дивизия войск СС». Это в чистом виде каратели, которые уничтожили тысячи и тысячи советских людей. На выставке же показывают не зверства РОНА в Локте, а…репетицию оркестра. Возникает тот же вопрос – зачем это показывать? Как это связано с судьбами детей? Мы убеждены, что рассказывая о Локте нужно демонстрировать материалы о жертвах РОНА, чьи судьбы были оборваны в Локте, а не заменять их фотографиями оркестра. Или хотя бы дать справку рядом с фотографией, что такое было Локотское самоуправление и сколько судеб советских людей там было оборвано фашистами и их пособниками.

Захваченные пособники партизан

Выставку немного разбавляет серия фото «Захваченные пособники партизан». Но возникает тот же вопрос - разве эти фото раскрывают их судьбу?  Судьба многих пособников партизан закончилась в Локте и других подобных местах, где их массово убивали. Об этом на вывешенных фотографиях мы не увидели ничего. 

Зато увидели много фотографий, вроде «Крестьянка в праздничной одежде», «Крестьянка за тканием пояса» и т.п.

 Крестьянка в праздничной одежде

Такой выставке лучше подошло бы называние «Оккупанты рассказывают об оккупации».Чем оправдывают такую подборку фотографий организаторы выставки? 

На вопросы, почему на выставке размещены сделанные оккупантами фотографии, которые формируют умеренно-положительную картину оккупации, почему не показаны зверства оккупантов?— мы услышали в ответ: мол, у нас таких фотографий нет. 

"A Russian woman tries to shelter her infant amidst the ruins while Axis forces shell of the small village of Krasnaya Sloboda during Operation Barbarossa, the Axis invasion of the Soviet Union. Krasnaya Sloboda, Bryansk Oblast, Russia, Soviet Union. 30 August 1941. Image taken by Anatoly Garanin. "

https://www.pinterest.com/pin/110690103316596020/

Организаторы выставки не смогли или не захотели найти фотографий жертв фашистов? 

То есть, логика следующая: массовые захоронения жертв оккупантов в Брянском регионе есть, а фотографий не нашли, поэтому будем показывать сделанные нацистами фото с улыбающимися детьми и крестьянками в праздничных платьях под заголовком «детские судьбы».

А почему на выставочной стене не оказалось фотографий детей-партизан, которые сражались с оккупантами, или их судьбы не имеют отношения к войне? 

 Партизаны Брянщины. 1943 год. Фото Б. Игнатовича

Почему бы не рассказать на выставке про эти судьбы?

Непрозрачна цель выставки. С одной стороны, организаторы утверждают, что не хотели осквернять память о Великой Победе. С другой стороны, подборка фотографий транслирует образ оккупации, который формировался самими оккупантами, пытавшимися при помощи подобных материалов разложить сопротивление населения оккупационному режиму. 

Легко себе представить, как будет «работать» такая выставка в воспитательном и образовательном процессе и какое представление об оккупации она cформирует у посетителей. Приходят в государственную библиотеку школьники, студенты, преподаватели, учителя, которые хотят получить представление о Брянске периода оккупации по документальным фото. И на выставке они не видят почти ничего, что рассказывало бы о зверствах фашистов на оккупированных территориях, а вместо этого видят сделанные фашистами фотографии (в том числе постановочные фашистские агитки) с улыбающимися детьми, крестьянками в праздничных платьях, крестины детей и т.п. 

Понятно, что организаторам выставки невыгодно и не хочется все это понимать (мы предложили им доработать выставку – хотя бы снабдить фотографии соответствующим сопроводительным текстом, но получили отказ). А вот руководство государственной библиотеки не может не понимать, какова логика проведения мероприятия незадолго до 70-летия Победы. И не может не понимать, что представленная на выставке подборка изображений нацелена на решение единственной задачи - размывание образа фашистского врага в памяти российского общества. А если это руководство всё прекрасно понимает – значит это делается намеренно? И не в первый раз?

Но это уже тема другой статьи. 

P.S. На наш взгляд в Брянске давно назрел вопрос о необходимости создания областного общественного совета, в сферу которого будут входит вопросы патриотического воспитания и недопущения попыток реабилитации нацизма.

Источник

Брянск Today
Подписывайтесь на «БрянскToday» в Яндекс.Дзен. Будьте в курсе дневных новостей

Похожие материалы

Комментарии  

2
Бежицкий
15 АПР 13:08 #14
Бежицкий
Правда у каждого своя. У Антонины Макаровой-Гинзбург наверняка тоже какая-то своя была, даже за еврея замуж вышла, наверное чтобы следы своих преступлений скрыть. А истории наверняка многие себе красивые придумывали, чтобы белыми и пушистыми казаться. Жаль что реальную правду мы вряд ли когда-нибудь узнаем.
Я никого не хочу оправдывать, но осуждать выставку, которая дает возможность немного больше узнать о том времени, чем это давалось в советские годы, считаю неправильно.
Для Утреннего читателя - мой прадед тоже погиб ещё в июле 1941 года, он был кадровый военный, брат бабушки лишился на мине обеих ног в 15 лет, брат деда приписал себе год, чтобы попасть на фронт, и погиб в день своего 18-летия. В нашей стране война наверное не обошла ни одну семью.
2
Sergey SV
15 АПР 13:00 #13
Sergey SV
"Деревню нашу в начале войны немцы сожгли дотла, и жителям пришлось переселиться в другое неприспособленное место. Так началась наше существование на оккупированной немцами территории в течение почти трех лет. Эти годы мы, полураздетые дети, провели в тягостных лишениях, не зная будущего, в голоде и холоде. В конце мая 1943 года отступающие немцы погнали нас перед собой. Фактически мы служили им живым щитом. Выживших в этом марше ждала бы принудительная работа в Германии. Я с родителями, младшим братом Иваном и старшей сестрой Таисией тащился со скарбом в общей колонне... Мы были детьми войны. Немцы гнали нас как скот длинной колонной вплоть до сентября 1943 года. И только в середине этого месяца в районе Почепа нас освободили Советские войска. Солдаты были грязными, помятыми и усталыми. Отступая, немцы жгли деревни, уничтожали многие семьи – в основном, за связь с партизанами. Нас не тронули. Фашисты расстреляли многих здоровых мужчин, видимо полагая, что они в дальнейшем могут пополнить ряды Советской армии. Ещё я хорошо помню, как в логу под Почепом немцы расстреляли много скота, чтобы он не достался противнику. В мою память навсегда врезался страшный многоголосый рёв и стон раненых умирающих животных. Мы, дети, стояли на краю лога, взявшись за руки, и плакали. Этот страшный эпизод временами до сих пор посещает меня во сне."

- это с форума поисковиков.
4
Sergey SV
15 АПР 12:56 #12
Sergey SV
Палыч
А партизаны святым духом питались?[/quote]
[quote name="Бежицкий"]Партизаны не всегда были благородные мстители. Среди них хватало садистов и уголовников
Ого, какие милые люди пожаловали в тему.

Не плодите мифов. Партизаны - обычные люди, которые в силу разных обстоятельств, вынуждены были скрываться от немцев во время оккупации. Например, немцы угоняли здоровых мужчин в рабство, и те, кто не хотел себе такой судьбы, уходили в леса. Партизаны, в отличие от оккупантов, могут существовать только до тех пор, пока их поддерживает местное население.

Я думаю, как и везде, всяких людей хватало. Но заявлять, что среди партизан было много уголовников и садистов может только человек, испытывающий симпатии к немцам.
-6
Палыч
15 АПР 12:04 #11
Палыч
323232
Бежицкий
Подобные выставки интересны, показывают период оккупации, жизнь людей по другую сторону фронта. Фотографии жизни партизанских отрядов у нас давно были на виду, их часто показывали ещё в советское время. А эти, сделанные скорее всего в пропагандистских целях немецким фотографом, в новинку обывателю. С удовольствием схожу на эту выставку.
Прошу обратить внимание на Источник - это те самые "Суть времени", для которых сейчас любое отклонение от линии, диктуемой властью, любое инакомыслие клеймится "национал-предательством".
Ни хрена! У меня бабушка (правда из курской области) рассказывала, как им, детям чудовищно жилось в период оккупации. Как немцы отбирали все, а они стояли у избы, где немцам пекли хлеб и нюхали запах, чтобы хоть как-то насытиться. Как фашисты держали их, детей, на мушке по-приколу. Как дети пахали землю на одной тщедушной корове (лошадей отдали фронту), чтобы хоть как-то прокормиться. И никаких праздничных одежд не было у них, голодали, холодали и получали похоронки на отца и братьев... Думаю, в Брянске ситуация мало чем отличалась. Выставка глазами немецкого фашиста, которому было сытно и весело на нашей земле, пока русские люди погибали в муках!
А партизаны святым духом питались?
5
323232
15 АПР 11:51 #10
323232
Бежицкий
Подобные выставки интересны, показывают период оккупации, жизнь людей по другую сторону фронта. Фотографии жизни партизанских отрядов у нас давно были на виду, их часто показывали ещё в советское время. А эти, сделанные скорее всего в пропагандистских целях немецким фотографом, в новинку обывателю. С удовольствием схожу на эту выставку.
Прошу обратить внимание на Источник - это те самые "Суть времени", для которых сейчас любое отклонение от линии, диктуемой властью, любое инакомыслие клеймится "национал-предательством".
Ни хрена! У меня бабушка (правда из курской области) рассказывала, как им, детям чудовищно жилось в период оккупации. Как немцы отбирали все, а они стояли у избы, где немцам пекли хлеб и нюхали запах, чтобы хоть как-то насытиться. Как фашисты держали их, детей, на мушке по-приколу. Как дети пахали землю на одной тщедушной корове (лошадей отдали фронту), чтобы хоть как-то прокормиться. И никаких праздничных одежд не было у них, голодали, холодали и получали похоронки на отца и братьев... Думаю, в Брянске ситуация мало чем отличалась. Выставка глазами немецкого фашиста, которому было сытно и весело на нашей земле, пока русские люди погибали в муках!
-5
Замвриокандвдеп
15 АПР 11:50 #9
Замвриокандвдеп
Почему мой коммент удалили?
Я никого не оскорблял, нецензурных выражений не использовал.
-9
Палыч
15 АПР 11:43 #8
Палыч
Поддерживаю "Бежицкого". Оккупация- оккупацией, но жизнь продолжалась. Не нам судить...
5
Сергей
15 АПР 11:22 #7
Сергей
Погар
...но часть снимков представляют очевидную ценность. Как художественную так и научную.
Я еще могу понять художественную ценность: портреты, использование света, отвлечение внимания, методы навязывание видения фотографа, перспективы и.т.д. Но расскажите про научную ценность некоторых снимков?
3
Сергей
15 АПР 11:19 #6
Сергей
Бежицкий
Подобные выставки интересны, показывают период оккупации, жизнь людей [/quote]
Не как в оккупации. Ведь так хочется жить нормальной жизнью.
[quote name="Бежицкий"]...в новинку обывателю...
Вот на Украине тоже действует поговорка, что "все новое - это хорошо забытое старое".
Остальное даже комментировать не хочется...
-5
Погар
15 АПР 11:11 #5
Погар
Посетитель
Панург
При Денине такого не было!
При Денине это всё расцвело: медаль скандальному немецкому историку С.Штопперу, который дискредитирует советский взгляд на историю Великой Отечественной, вручал лично Денин.
Что ж поделаешь если "советский взгляд" на историю частенько оказывается взглядом неправдоподобным.
А выставка отличная. Конечно, концептуально авторы выставки слабоваты как музейщики оказались, но часть снимков представляют очевидную ценность. Как художественную так и научную.
-8
Бежицкий
15 АПР 11:03 #4
Бежицкий
Подобные выставки интересны, показывают период оккупации, жизнь людей по другую сторону фронта. Фотографии жизни партизанских отрядов у нас давно были на виду, их часто показывали ещё в советское время. А эти, сделанные скорее всего в пропагандистских целях немецким фотографом, в новинку обывателю. С удовольствием схожу на эту выставку.
Прошу обратить внимание на Источник - это те самые "Суть времени", для которых сейчас любое отклонение от линии, диктуемой властью, любое инакомыслие клеймится "национал-предательством".
9
Сергей
15 АПР 11:00 #3
Сергей
Вроде здесь была дискуссия (http://bryansktoday.ru/2015041320625/society/V-Bryanske-aktivisty-dvizheniya-Sut-vremeni-ustroili-skandal-v-biblioteke.html), а тут так тихо. Ребята в статье отразили свое мнение, с которым я солидарен. Где ответы на вопросы, которые заданы в статье и почему те, кто так рьяно защищают эту выставку, теперь молчат?
7
Посетитель
15 АПР 09:11 #2
Посетитель
Панург
При Денине такого не было!
При Денине это всё расцвело: медаль скандальному немецкому историку С.Штопперу, который дискредитирует советский взгляд на историю Великой Отечественной, вручал лично Денин.
-1
Панург
15 АПР 08:22 #1
Панург
При Денине такого не было!