11 апреля 2015 года в Брянской областной библиотеке им.Тютчева открылась фотовыставка «Брянщина в объективе войны. Детские судьбы». Чего можно ожидать от выставки с таким названием, проходящей в государственной библиотеке в канун семидесятилетия Победы?
Афиша выставки
Как минимум, адекватного освещения периода фашистской оккупации. Ведь у нас огромный счёт к оккупантам. Из более 27 миллионов жертв агрессии нацистов 17,5 миллионов - это гражданское население, люди, которые были угнаны и сгинули в фашистском рабстве, были расстреляны, повешены, замучены оккупантами, умерли от невыносимых условий и т.д.
Открытие выставки
А по сути, что получилось? Подборка фотографий из серии «война-войной, а жизнь продолжается» или «не так страшен чёрт, как его малюют», выставка фоторабот оккупантов, созданных, очевидно, в агитационных целях.
Когда посетители выставки, среди которых школьники и студенты, без каких-либо пояснений увидят на стене фотографию, сделанную профессиональным фашистским фотографом, на которой улыбаются выстроенные для фотоснимка дети, с подписью «На уроке в средней школе, 1942 год» - это вызывает вопрос: а какова цель публикации этих фотографий? Что хотят этим сказать создатели выставки?
Заголовок к фотографии: «На уроке в средней школе, 1942 год». Фото немецкого фотографа
Понятно, что такая фотография хорошо бы смотрелась в материалах фашистской пропаганды. Непонятно, зачем эту фашистскую агитку демонстрировать на выставке в преддверии 70-летия Победы?
Между прочим, фашистский «Лебенсборн» похищал детей и на территории Брянской области.Как пишет исследователь проф.Х.Вирст, из похищенных «Лебенсборном» вернулись домой всего лишь 3%. «Если мать и отец сопротивлялись, эсэсовцы убивали их на глазах у ребёнка» - так про методы работы «Лебенсборна» рассказывает пресс-секретарь ассоциации «Рождённые войной»Г.Свиллен.
Так может надо не снятые фашистами постановочные фото улыбающихся детей показывать, а демонстрировать снимки из лагерей «Лебенсборна» —это лучше раскроет тему судьбы советского ребёнка, попавшего в лапы нацистов? Или разместить рядом с нацистским фото письмо Кати Сусаниной, над которой нацистские «хозяева» бесчеловечно измывались и довели девочку до самоубийства, о чём она рассказала в предсмертной записке и завещала отцу отомстить проклятым оккупантам— на наш взгляд это значительно лучше раскрывает тему судьбы замученного нацистами ребёнка.
И ладно, если бы рядом с подобной постановочной нацистской фотографией были показаны жертвы оккупантов, то есть если бы выставка ясно показывала, чем отличалась реальность оккупации от нацистской постановки с улыбающимися детьми. Ну или хотя бы было сделано соответствующее текстовое пояснение рядом с фотографией. Но этого нет. В результате посетитель приходит на выставку и получает представление об оккупации по нацистским фотографиям: он не об искалеченных судьбах жертв нацистов узнаёт (зверств оккупантов нет на фото), а видит детские улыбки на постановочной нацистской агитке.
Или, например, фотография с подписью «Репетиция оркестра Локотского самоуправления, Локотской округ, 1942 год».
Репетиция оркестра локотского самоуправления
Локотское самоуправление печально «прославило» Брянщину чудовищем-карателем Антониной Макаровой, которая расстреляла в Локте больше 1500 человек. Сформированная в Локотском самоуправлении РОНА (Русская освободительная народная армия) в 1944 году получила название «29-я гренадёрская дивизия войск СС». Это в чистом виде каратели, которые уничтожили тысячи и тысячи советских людей. На выставке же показывают не зверства РОНА в Локте, а…репетицию оркестра. Возникает тот же вопрос – зачем это показывать? Как это связано с судьбами детей? Мы убеждены, что рассказывая о Локте нужно демонстрировать материалы о жертвах РОНА, чьи судьбы были оборваны в Локте, а не заменять их фотографиями оркестра. Или хотя бы дать справку рядом с фотографией, что такое было Локотское самоуправление и сколько судеб советских людей там было оборвано фашистами и их пособниками.
Захваченные пособники партизан
Выставку немного разбавляет серия фото «Захваченные пособники партизан». Но возникает тот же вопрос - разве эти фото раскрывают их судьбу? Судьба многих пособников партизан закончилась в Локте и других подобных местах, где их массово убивали. Об этом на вывешенных фотографиях мы не увидели ничего.
Зато увидели много фотографий, вроде «Крестьянка в праздничной одежде», «Крестьянка за тканием пояса» и т.п.
Крестьянка в праздничной одежде
Такой выставке лучше подошло бы называние «Оккупанты рассказывают об оккупации».Чем оправдывают такую подборку фотографий организаторы выставки?
На вопросы, почему на выставке размещены сделанные оккупантами фотографии, которые формируют умеренно-положительную картину оккупации, почему не показаны зверства оккупантов?— мы услышали в ответ: мол, у нас таких фотографий нет.
"A Russian woman tries to shelter her infant amidst the ruins while Axis forces shell of the small village of Krasnaya Sloboda during Operation Barbarossa, the Axis invasion of the Soviet Union. Krasnaya Sloboda, Bryansk Oblast, Russia, Soviet Union. 30 August 1941. Image taken by Anatoly Garanin. "
https://www.pinterest.com/pin/110690103316596020/
Организаторы выставки не смогли или не захотели найти фотографий жертв фашистов?
То есть, логика следующая: массовые захоронения жертв оккупантов в Брянском регионе есть, а фотографий не нашли, поэтому будем показывать сделанные нацистами фото с улыбающимися детьми и крестьянками в праздничных платьях под заголовком «детские судьбы».
А почему на выставочной стене не оказалось фотографий детей-партизан, которые сражались с оккупантами, или их судьбы не имеют отношения к войне?
Партизаны Брянщины. 1943 год. Фото Б. Игнатовича
Почему бы не рассказать на выставке про эти судьбы?
Непрозрачна цель выставки. С одной стороны, организаторы утверждают, что не хотели осквернять память о Великой Победе. С другой стороны, подборка фотографий транслирует образ оккупации, который формировался самими оккупантами, пытавшимися при помощи подобных материалов разложить сопротивление населения оккупационному режиму.
Легко себе представить, как будет «работать» такая выставка в воспитательном и образовательном процессе и какое представление об оккупации она cформирует у посетителей. Приходят в государственную библиотеку школьники, студенты, преподаватели, учителя, которые хотят получить представление о Брянске периода оккупации по документальным фото. И на выставке они не видят почти ничего, что рассказывало бы о зверствах фашистов на оккупированных территориях, а вместо этого видят сделанные фашистами фотографии (в том числе постановочные фашистские агитки) с улыбающимися детьми, крестьянками в праздничных платьях, крестины детей и т.п.
Понятно, что организаторам выставки невыгодно и не хочется все это понимать (мы предложили им доработать выставку – хотя бы снабдить фотографии соответствующим сопроводительным текстом, но получили отказ). А вот руководство государственной библиотеки не может не понимать, какова логика проведения мероприятия незадолго до 70-летия Победы. И не может не понимать, что представленная на выставке подборка изображений нацелена на решение единственной задачи - размывание образа фашистского врага в памяти российского общества. А если это руководство всё прекрасно понимает – значит это делается намеренно? И не в первый раз?
Но это уже тема другой статьи.
P.S. На наш взгляд в Брянске давно назрел вопрос о необходимости создания областного общественного совета, в сферу которого будут входит вопросы патриотического воспитания и недопущения попыток реабилитации нацизма.
Комментарии
Меня меньше всего интересует ваша персона. Я вего лишь говорю о необходимости ЗАКОНА О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ВОЙНЫ, как это уже сделано, например, в Украине. Давайте себе характеристику сами. Про себя я вообще ничего не говорил.
Потому что если бы она называлась иначе, ее бы, скорее всего, завернули в отделе культуры также, как уже заворачивали в прошлом году. Назвали так, что она вроде как попадает с мейнстрим 70 лет победы. А, фактически, вводит посетителей в заблуждение, потому что показывается не то, что заявлено.
Кстати, всех этих скандалов, закрытия выставки и прочих неприятностей могло и не быть, если бы организаторы, вместо того, чтобы лезть в бутылку, прислушались к предложению добавить рядом со снимками историческую справку о реальной судьбе детей на оккупированных территориях.
А без аннотаций, без фото с реальностью, с жертвами оккупации, выставка оказывается направленной на формирование положительного образа оккупантов.
Тогда, следуя вашим словам, эту выставку нужно снимать?
Так не место, или интересно посмотреть?
Это же взаимно-исключающие вещи.
Или интересно и надо показывать/смотреть.
Или не место - и тогда надо снимать, или дорабатывать выставку так, чтобы была ясна разница между нацистской агиткой и реальностью оккупации.
Кому это надо? Тем, кто хочет образ оккупантов сделать более привлекательным?
То есть про выставку сделанных нацистами фото было сказано, что это документальные свидетельства, и что запрещать выставку нацистских фото - это значит переписывать историю, которая, мол, всё равно передаётся из поколение в поколение, КАК оно было на самом деле.
То есть сказано, что фото нацистов - это КАК оно было на самом деле.
Выходит, это вы врёте, что таких слов не было?
Судя по тому, что уже и дятьковские подтянулись, организаторы бросают в бой последние резервы? Я так понимаю, это нижайший прогиб в сторону организаторов в надежде, что те милостиво разрешать тебе эту выставку в Дятьково выставить?
Может, конечно, название неудачное подобрали для своей первой выставки, можно это признать. Подписи стоило какие-то сделать. Это первый их самостоятельный "выход в свет". Такую выставку устроить- не стендики с готовыми плакатиками расставить.
Такие выставки материалов, хранимых в личных коллекциях надо продолжать. Это история. С другой стороны, но история.
Но то что эти ребята много делали все эти годысвоими историческими изысканиями для восстановления памяти павших в эту войну и другие войны неоспоримо. Одни только исследования информации о захоронениях чего стоят. И обвинять их в пропаганде фашизма очень неумно, мягко говоря.
А истина одна. Так вот мое мнение, что данной выставке не хватает именно истины!!!