Понедельник, 13 январь 2025, 11:52

Военблогер рассказал о шпионах среди брянцев

600
Военблогер рассказал о шпионах среди брянцев

Военблогер Роман Донецкий рассказал, как враги используют брянские телеграмм-каналы, домовые чаты и паблики в соцсетях для нанесения урона и убийства людей.

– Роман, действительно ли активность в соцсетях может наносить вред безопасности?

– Более того, она может убивать. Самые безобидные, наивные реплики могут стоить жизни десяткам людей. Простые, бытовые сообщения иногда превращаются в средства разведки, наведения оружия и разрушения. И в Донбассе все уже давно это усвоили. На своём трагическом опыте, к сожалению.

– Сложно поверить. Как это происходит?

– Сейчас в моде OSINT (open source intelligence) – разведывательная технология для получения и анализа информации из открытых источников. Проще говоря – разведка, использующая общедоступные базы и ресурсы для сбора нужных сведений и их последующего изучения и анализа. Общедоступные ресурсы – это открытые паблики, и агенты противника проникают в чаты, особенно чаты внутренние, городские, деревенские, районные и даже домовые.

В те далёкие времена, когда в «Твиттере» не было поиска, а «Инстаграма», «Тик-Тока» и «Телеграма» не существовали вовсе, американское министерство обороны запустило программу по использованию соцсетей в военных целях. Управление перспективных исследовательских проектов Пентагона выделило 42 миллиона долларов на программу SMISC, «Социальные сети в стратегической коммуникации». За четыре года работы бюджет проекта дорос до 50 миллионов.

Открытая часть программы была направлена на управление пользователями – гигантское число незнакомых между собою людей можно заставить действовать совместно. И каждый из них даже не поймёт, как он стал частью толпы. Индуцирование идентичностей, моделирование возникающих сообществ, моделирование динамики социума – вот направления работы. То есть, прямо из Вашингтона можно заставить жителей далёкой страны почувствовать себя «нетрадиционными» и выйти на «парад» под флагами любой расцветки. И всё это – исключительно через соцсети.

– Но была и закрытая часть исследований?

– Совершенно верно. И она касалась исключительно боевого применения соцсетей, использования их как средств военной разведки и оружия для выполнения задач, стоящих перед вооружёнными силами.

– Неужели соцсети могут быть эффективнее спутниковых снимков, например?

– Сейчас в соцсетях частенько заходят споры о том, насколько важно не публиковать информацию о вражеских ударах. И обязательно в любом паблике найдётся кто-то, кто начнёт убеждать, что «всё равно они со спутника всё видят и потому всё знают». Вполне вероятно, что это и есть иностранный кадровый разведчик, залегендированный под обычного пользователя.

Нет, со спутника далеко не всё и, тем более, не всегда видно. Кроме того, получение и обработка спутниковой информации занимает много времени. А вот информацию из соцсетей можно получать онлайн.

– Но насколько она ценна? Это же, простите, досужий трёп.

– Вы читали Солженицына? Если да, то помните, где он служил во время войны – в акустической разведке. Разведчики ставили вдалеке друг от друга три микрофона. Звук выстрела вражеского орудия долетал до каждого в разное время – скорость звука не бесконечна. И вот, по разнице во времени вычислялись координаты батареи. Настолько точно, что по целям вполне успешно отрабатывала наша артиллерия.

А теперь вспомните «перекличку», которую каждый раз устраивают в ваших брянских пабликах: «Фокинский – громко!», «На Телецентре – громко!», «В Бежице живу, ничего не слышал». Ещё три-четыре реплики из разных концов города, и с помощью технологий, разработанных SMISC, источник звука можно весьма точно установить. Если это был не «прилёт», а «вылет», то у врага уже есть координаты для удара по нашим защитникам.

– А если это, всё же, был «прилёт» или сбитый дрон? Враги же сами знают, где его сбили или куда он попал?

– Знали бы, если бы не наши средства радиоэлектронной борьбы, подменяющие координаты. Вражеский БПЛА «считает» что он в одном месте, а на самом деле – совсем не там, в доброй сотне километров. Но через подсказки из соцсетей можно вычислить необходимую поправку, и в следующий раз удар попадёт в намеченную цель.

– Неужели это рабочие технологии?

– Полистайте ваши местечковые паблики и сверьте комментарии перед вражескими ударами. Ещё ДО удара в комментариях поднимается суета: «Слышали?», «Кто слышал?», «Что это было?» И люди ведутся на провокацию, начинают прислушиваться. А после удара тут же докладывают врагу, что только что услышали.

– Ого! То есть, эти американские технологии разведки уже применялись против брянцев?

– Да. И не только эти. Врагам важна эффективность удара, максимальный вред. Поэтому они стараются подставить под удар максимальное число людей. Например, выгнав их из домов и собрав в толпу.

Для этого в пабликах начинают мелькать сообщения об опасности. Например, рассказы о том, что начались пожары и детонации на военных объектах, и, мол, нужно немедленно бежать. Иногда вражеские агенты прямо объявляют об «эвакуации» и называют место сбора. И только благоразумие большинства наших граждан и отличная работа военных спасает в такой ситуации от жертв.

В панике, которую пытаются спровоцировать враги, они преследуют и ещё одну цель – блокировать органы власти, помешать им эффективно ликвидировать последствия удара. Для этого через соцсети провоцируются звонки в полицию, спасателям, в администрацию. Иногда враги прямо призывают звонить немедля – в надежде, что каналы информации будут забиты, связь блокирована.

– Какие ещё цели преследуют шпионы из соцсетей?

– Каждая армия мира постоянно нуждается в доразведке и объективном контроле. Объясню на всем вам знакомом примере. Во время оккупации Брянщины светские лётчики много раз бомбили Голубой мост, ставший стратегическим для фашистов, но повредить его не могли. При том, что были точно известны его координаты, его устройство, его прочностные характеристики. Вся документация на мост есть, какие могут быть секреты? Но остановить движение по нему не удавалось.

И тогда пришлось проводить доразведку – партизаны, рискуя жизнью, брали «языков», вели визуальное наблюдение, агентурную разведку. И только это позволило подготовить подрыв моста.

Но после подрыва отчёт партизанских командиров перепроверяли множество раз – средствами воздушной, войсковой, агентурной и радиоразведки. Не из-за недоверия. Просто каждый человек может ошибиться, не так увидеть, не так понять, не всё знать. А нужно было точно, доподлинно, на сто процентов установить, способен ли мост пропускать эшелоны. От этого зависело планирование Курской битвы.

Вот эти две задачи – доразведка и объективный контроль – успешно решаются через соцсети, и враги пользуются этими инструментами. Помните, когда было попадание в известное брянское промпредприятие? Один из брянских журналистов отфотографировал повреждённое здание со всех сторон, даже с не повреждённых, в разном масштабе, с привязкой к ориентирам. И выложил фото на сайте своего СМИ и в своём блоге. Очень профессионально!

Но профессионально не для журналиста, а для шпиона. Залегендировав журналистской деятельностью объективный контроль и доразведку для планирования новых ударов в интересах вражеской армии, он обеспечил врага всеми необходимыми сведениями.

– Как выявить провокаторов и агентов? И как противостоять их деятельности?

– Проблема в том, что администраторы пабликов гонятся за количеством подписчиков, и радостно включают в группу любого желающего. Это покажется странным, но даже админы домовых чатов включают в них незнакомых людей.

Но выявить и вычистить врагов можно. Каждому, кто вопрошает: «Слышали?» – немедленный пожизненный бан. Каждого, кто сообщает подробности или рассказывает о решении властей, о котором в других источниках – ни слова, следует удалить из паблика. Кто-то выложил фото или видео «вылетов», «прилётов» или повреждений – немедленно удалить эти материалы, а самого «наивного фотографа» забанить.

– Но почему спецслужбы не выполняют эту работу?

– Спецслужбы – не сферический конь в вакууме, спецслужбы не могут работать в отрыве от общества.

Представьте немыслимую ситуацию: во время Великой Отечественной немногочисленный, в масштабах страны, СМЕРШ гоняется за шпионами, а советские люди с равнодушием и даже некоторым праздным любопытством взирают на каждого, фотографирующего железнодорожные узлы, военные заводы, расположения частей и повреждения коммуникаций, нанесённые врагами. Так, разумеется, не было, и быть не могло.

Вот и сейчас общество должно стать нетерпимым к вражеским шпионам – вольным или невольным.

А спецслужбы делают своё нелёгкое дело. И делают хорошо. Поэтому каждый пособник врага, уверенный в собственной безопасности, рано или поздно получит всё, что ему полагается по закону.

Евгений Лесков
Подписывайтесь на «БрянскToday» в Яндекс.Дзен. Будьте в курсе дневных новостей

Похожие материалы