Вчера на электронную почту "БрянскToday" пришло письмо от жителя Брянска Николая Романенко (так оно было подписано). В нем обстоятельно и с многочисленными ссылками рассказывается о деятельности начальника Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия, заместителя директора департамента культуры Брянской области Марины Богомоловой.
"Здравствуйте, уважаемая редакция! Оправляем Вам статью. Все приведенные факты достоверны. Тем более эти вопросы затрагивались на Вашем сайте. Во многом обвинялась экс- начальница Департамента культуры Сомова. А другие настоящие "герои" оставались за кадром. Надеемся на Вашу публикацию, которая должна сыграть большую роль в спасении брянских памятников.", - поясняет автор причины, которые побудили его обратится в прессу.
По нашим данным сейчас действительно решается кадровый вопрос по руководителю ведомства, которое отвечает за состояние брянских памятников и других объектов культурного наследия. И, вероятно, Марина Богомолова, которая также является двоюродной сестрой Николая Денина, покинет эту должность.
Мы публикует письмо-статью Николая Романенко без правок и сокращений. Также напоминаем, что редакция готова предоставить информационную площадку всем, кто захочет присоединится к непростому разговору о проблемах брянской культуры.
В последнее время Вы освещаете много проблем, связанных с культурным наследием Брянской области. Вщиж, Ляличи, Хотылево, бульвар Гагарина и Набережная - эти животрепещущие проблемы нашего региона находят отражение в Ваших статьях и комментариях к ним.
Мы много говорим о том, что гибнет история, но ни разу не назвали имен ответственных лиц за происходящее. Почему-то все забыли, что в региональном правительстве есть специальная структура, которая призвана заниматься проблемами памятников. Вы очень много писали о коррупции в областной культуре и лично о экс-начальнике Н.А. Сомовой.
Но в ее тени как-то умудрилась незаметно спрятаться непосредственный заместитель и начальник Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия, двоюродная сестра экс-губернатора Н.В. Денина, Богомолова Марина Ивановна. Именно в ее руках были все финансовые возможности и полномочия на охрану брянских памятников.
То, что натворил за последние 10 лет этот человек, удалось бы не каждому, потому что не у каждого было такое прикрытие. Именно в это время с лица брянской земли исчезло огромное количество достопримечательностей. Чего только стоит потеря для брянской истории памятников завода Арсенал, находившихся под охраной государства. Этот комплекс промышленной архитектуры был основан в 1707 году, во время Северной войны по приказу Петра I. К концу 19 - началу 20 века знаменитым брянским архитектором Н.А. Лебедевым были построены основные заводские корпуса, которые сохранялись буквально до десятых годов нашего века.
Затем площадка «Арсенала» приглянулась для нового строительства и пошла зачистка территории. Как писала брянская пресса, столярно-дужный, орудийный и сборочно-артиллерийский цеха разрушены, так, как не были разрушены в период оккупации. Привели бы сюда раньше Бондарчука, он бы свой Сталинград снял бы именно здесь! «Глядя на то, что сейчас творится на отчужденной территории завода и в каком состоянии объекты, у меня лично сердце кровью обливается, а историки и краеведы, наверное, рыдают», - писал один из брянских блогеров.
Писали также о том, что даже городские архитекторы, которые зачастую пренебрегают старыми зданиями, обращались к губернатору Н.В. Денину о спасении старинных зданий Арсенала. Но ни одного звука в защиту этих зданий не издала ответственная за сохранение памятников Богомолова.
На территории Центрального рынка стояли в отличном состоянии казармы Брянского артиллерийского дивизиона. Их снесли 3 года назад во время строительства новых павильонов. Та же участь готовится еще для одного исторического дома - здания канатной фабрики около автовокзала.
Буквально под носом у Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия погибает дом известного в Брянске доктора Полянского. Началось это после того, как дом, считающийся памятником истории и культуры, с попустительства Богомоловой был продан частной компании «Союз мастеров». Прошло совсем немного времени, и у крепкого здания неожиданно упала крыша, затем исчезли окна и двери.
Призванная охранять памятники руководительница молча взирала на происходящее. И только весной этого года, когда прошли молодежные протесты против такого варварства, испугавшись за свою должность и чтобы успокоить общественность, Богомолова выдала информацию, что собственник дома «Союз мастеров» оштрафован на 100 тысяч рублей. Но до сих пор никакой штраф никем не оплачен, да и пользы от этого штрафа для памятника нет никакой. Решением вопросов могли бы стать только суды, но с ними Марина Ивановна работать не желает – это хлопотно и нервно.
Кстати, этот же Союз мастеров является подрядчиком незаконной стройки некоей гостиницы на противоположной стороне бульвара, которая возмущает сегодня общественность. Причем в паспорте строительства приписан почему-то Храм Рождества Христова. Да, здесь когда-то стоял храм Рождества Христова, но при чем здесь эта гостиница?
Брянские градозащитники даже рисовали стрелки для Богомоловой, чтобы она прошла эти сто метров от своего кабинета и увидела наконец беззаконие. Но она так ничего и не увидела. Или не захотела увидеть.
Зато Богомолова проявила бдительность в другой истории. Когда член Совета бежицких ветеранов Юрий Протопопов на свои деньги установил обелиск на Круглом озере в честь погибших партизан, Марина Ивановна затеяла с ветераном немыслимую судебную тяжбу, потребовав от него полмиллиона рублей! И это все в отместку за то, что ветераны остановили незаконное строительство на заповедной территории некоего объекта для отдыха. Эта история освещалась в брянской газете. По Богомоловой выходит, что обелиск на Круглом озере поставить нельзя, а гостиницу строить было вполне себе можно.
А сколько исторических домов в Брянске одели в дешевый пластик¸ который спрятал под собой всю старину! Причем на улице Фокина во время ремонта центра репродукции и защиты семьи умудрились даже старинную чугунную решетку 18 века, как писали в интернете, снести петушком и отдать цыганам, а вместо нее поставить новую с похожим рисунком. Какой был в этот смысл?
В то же время активно разрушается старина и по области – в Ляличах, Хотылево, Лопандино. В «Брянском рабочем» жители Трубчевска возмущались тем, что построенная кирпичная ограда стадиона закрыла собой самый древний на Брянщине Троицкий собор.
Усадьбу в Ляличах разбирают на кирпичи. Студенты университета пытаются спасти исчезающий парк знаменитой Марии Тенишевой в Хотылево, но охрана памятников, как всегда, в стороне.
М.И. Богомолова пришла во власть вместе с двоюродным братом Н.В. Дениным. До этого работала в музее птицефабрики «Снежка», который ее брат устроил специально для нее. Скандальный уход Богомоловой из Краеведческого музея, где она заведовала отделом тканей, до сих пор помнят старые сотрудники. Тогда во время ее увольнения в музее появился разгневанный муж-цыган для разборок с директором.
Будучи доверенным лицом губернатора Денина и одним из главных действующих лиц всех его выборных компаний, Марина Ивановна не гнушалась никакими средствами, вплоть до увольнения сотрудников, несогласных с ее установками.
Многие в департаменте шушукались в кулуарах о темных делишках, творимых Мариной Ивановной. О том, что она лично согласовывала строительство домов там, где их строить нельзя. О том, как рьяно занималась организацией личного бизнеса в виде автомобильных стоянок. Остается только надеяться, что ее стоянки не разместились в заповедных местах. О моральном облике начальницы можно писать отдельно, но в данной статье не будем отвлекаться на эту тему.
Из памятников старины, почивших в бозе во время правления М.И. Богомоловой, можно создать целый Брянский некрополь. Однако кузина Денина одна из немногих из его команды продержалась почти год в структуре новой власти. Совсем недавно в культурных кругах прошла информация о ее увольнении с должности начальника Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия.
Поэтому все силы сейчас М.И. Богомолова бросает не на защиту памятников, а на спасение себя в должности. Что перевесит чашу весов – забота о культурном наследии или личном благополучии начальницы?"