Пятница, 5 декабрь 2025, 19:47

Достучаться до небес

Достучаться до небес
Не было свободы тогда, нет её и сейчас

Почти каждый житель Екатеринбурга рекомендовал мне туда сходить. На семинаре спрашивали, побывал ли я уже там или нет. Те же, кто его уже посетил, были в восторге...

Короче, я должен был это увидеть сам. Дойдя сквозь дождь и сильный ветер до монументальных высоток, мы оказались внутри огромного белого фойе Ельцин-центра.

Высоченные потолки, стеклянные двери, стильная касса (которая больше похожа на ресепшен фешенебельного отеля) с приветливыми девушками. Всё это шло вразрез с моим представлением о музеях, которое сложилось на Брянщине.

Интерьер и саму организацию выставки можно долго описывать восторженными словами. Это действительно реализовано на высшем уровне. Я это лучше проиллюстрирую фотографиями.

Экспозиция истории России: чем ближе к современности, тем подробней описываются события. О времени президентства Ельцина рассказано максимально подробно (это всё же именно его музей). С самого начала экспозиция затягивает: звуковое и видеооформление, экспонаты и освещение погружают в особую атмосферу... Музыка лихих 90-ых, видеоклипы, атрибуты тех лет: пустые прилавки, детские игрушки, которые были тогда в каждой семье, стандартный ремонт в квартирах, неубиваемая и некрасивая отечественная бытовая техника. Всё это заставило сердце биться сильнее, вспомнить яркое детство, беззаботность и витающий в те годы в воздухе дух свободы.

Всё в этой экспозиции пронизано темой свободы. Оригинально сделана комната о чеченской войне: видеохронику приходится смотреть через пулевые отверстия в красной стене. Идея понятна: в девяностые за свободу и мир России пришлось заплатить немалую цену.

Шёл по выставке под песню Цоя «Перемен». В комнате, посвящённой событиям 93-го года, оцепенел.

Казалось бы, я не увидел ничего нового. Всё показывали по телевизору в 93-ем. В комнате стоит разбитая дверь из Останкино, стена из телевизоров, как в монтажной телеканала…С помощью проектора на стену из милицейских щитов, образующих баррикады, проецируются штурм мэрии и Останкино, обстрел Белого дома, страна на грани гражданской войны... Раньше я смотрел на это другими глазами. Тогда я совсем не так слушал и не так воспринимал речи Ельцина, Немцова, Руцкого и Ахеджаковой. Другой головой я теперь всё осознавал. И теперь я оказался в шоке от риторики тех лет: «Фашистско-коммунистические лидеры», «экстремисты», «националисты», «предатели» и т.д. Все эти слова Ельцин, Немцов и Ко употребляли тогда в отношении своих сограждан и депутатов, которых на свободных выборах избрал народ. Эпоха Ельцина давно закончилась, а эти слова продолжают звучать из уст некоторых российских политиков!

И вот в последней комнате – кабинет Ельцина: новогодняя елка, телесуфлёр и огромная студийная видеокамера. Сразу становиться понятно, что воссоздали последний день его президентской жизни. Начинается его знаменитая речь «я устал, я ухожу»…

Выхожу из этих гнетущих комнат девяностых годов снова под «Перемен требуют наши сердца» и оказываюсь в огромном зале белого зала с чёрными колоннами на которых написано слово СВОБОДА, а под словом проецируются выступления современных знаменитостей с их пониманием свободы. А во всю стену зала – голубое небо с надписью СВОБОДА.

И что мы, получается, имеем в итоге? Великая Отечественная, Афган, потом перестройка, путч, распад СССР, первая чеченская кампания и вот после ухода Ельцина – долгожданная свобода. Свобода, свобода, свобода… Ей здесь пропитано всё! О ней говорится, когда речь идёт о борьбе, о преодолении, и даже когда о войне…

Но потом неожиданно возвращаешься в реальность и перед глазами уже не Цой и его требование перемен, а резкий и интернет-мем «Спасибо, Юра - космос наш! Прости, Юра - мы всё просрали».

Не было по большому счёту свободы тогда, нет её и сейчас. А предстоящие выборы в ГосДуму (точнее их постепенная законодательная «отмена») недвусмысленно намекают, что свободы уже и не будет.

Спасибо началу 90-ых за попытку стать свободнее. Жаль, что мы всё так бездарно просираем.

Источник

Брянск Today
Подписывайтесь на «БрянскToday» в Яндекс.Дзен. Будьте в курсе дневных новостей

Похожие материалы

Добавить комментарий

Оставляя свой комментарий, Вы соглашаетесь с добавления комментариев.
  • Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц их написавших, и не является мнением администрации сайта.
  • Каждый автор комментария несет полную ответственность за размещенную им информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также соглашается с тем, что комментарии, размещаемые им на сайте, будут доступны для других пользователей, как непосредственно на сайте, так и путем воспроизведения различными техническими средствами со ссылкой на первоначальный источник.
  • Администрация сайта оставляет за собой право удалить комментарии пользователей без предупреждения и объяснения причин, если в них содержатся:
    • прямые или косвенные нецензурные и грубые выражения, оскорбления публичных фигур, оскорбления и принижения других участников комментирования, их родных или близких;
    • призывы к нарушению действующего законодательства, высказывания расистского характера, разжигание межнациональной и религиозной розни, а также всего того, что попадает под действие Уголовного Кодекса РФ;
    • малосодержательная или бессмысленная информация;
    • реклама или спам;
    • большие цитаты;
    • сообщения транслитом или заглавными буквами за исключением всего того, что пишется заглавными буквами в соответствии с нормами русского языка;
    • ссылки на материалы, не имеющие отношения к теме комментируемой статьи, а также ссылки, оставленные в целях "накручивания трафика";
    • номера телефонов, icq или адреса email.
  • Администрация сайта не несет ответственности за содержание комментариев.
  • Запрещается использование "гостями" сайта "Имен" (Никнеймов), которые вводят в заблуждение других пользователей, о причастности человека, оставившего комментарий, к "команде сайта". Например, администратор, админ, руководитель сайта и другие. Все комментарии от лица под такими именами (Никнеймами) будут удалены. а пользователь заблокирован.
  • Администрация сайта может ограничить доступ к сайту пользователей с определёнными IP-адресами (диапазонами адресов), вслучае если посчитает это нужным.
  • Все комментарии публикуются без премодерации.
Отправить

Комментарии  

5
Степан Сергеевич
01 МАРТ 19:30 #39
Степан Сергеевич
-2
олег иванович
01 МАРТ 19:05 #38
олег иванович
Вася Брянск
[quote name="олег иванович"]уважаемый вася!
про госдеп не пустые слова, снятые с чьих то уст, знаю о чем говорю, в
Со многим соглашусь. Но не преувеличивайте роль америки в развале СССР она поучаствовала наравне с продажными КГБками. Но кому мы обязаны этой системе которую вы описали это работа наших спецслужб и они ничего менять не будут. Разве могут быть вопросы и сомнения в отношении Суверена. С ним все понятно это полная некомпетентность а с него делают героя посредством пропоганды. Нашу страну еще так никто не унижал как сегодняшняя власть. Кстати откуда будет братся оппозиция если в стране отсутствует политич конкуренция нашей страной правят спецслужбы и близкие к ним олигархи. Все эти партии ничто власть давно монополизирована. Америкой они только пугают чтобы скрыть свои грязные делишки.
как раз наши спецслужбы в этом не виноваты, их на протяжении 90-х годов "реформаторы" пришедшие к власти гнобили и разваливали...по-моему мнению все наши беды от наследия "идеологов приватизации", когда активы страны просто раздербанили. любой умный порядочный человек придя во властные структуры, видя вокруг уже наворовавшихся и обожравшихся чинуш, начинает меняться на глазах и через определенное время природа берет свое, он становиться таким же, забыв о службе людям, начинает насыщаться.
4
Вася Брянск
01 МАРТ 18:40 #37
Вася Брянск
[quote name="олег иванович"]уважаемый вася!
про госдеп не пустые слова, снятые с чьих то уст, знаю о чем говорю, в
Со многим соглашусь. Но не преувеличивайте роль америки в развале СССР она поучаствовала наравне с продажными КГБками. Но кому мы обязаны этой системе которую вы описали это работа наших спецслужб и они ничего менять не будут. Разве могут быть вопросы и сомнения в отношении Суверена. С ним все понятно это полная некомпетентность а с него делают героя посредством пропоганды. Нашу страну еще так никто не унижал как сегодняшняя власть. Кстати откуда будет братся оппозиция если в стране отсутствует политич конкуренция нашей страной правят спецслужбы и близкие к ним олигархи. Все эти партии ничто власть давно монополизирована. Америкой они только пугают чтобы скрыть свои грязные делишки.
1
Петр
01 МАРТ 18:31 #36
Петр
Что ныть -давайте уже СОЗИДАТЬ!!! Каждый. кто что не сделал, но задумал, время начинать хорошие дела.
А музей такой - это тормоз, балласт,это вчера.
1
олег иванович
01 МАРТ 18:04 #35
олег иванович
уважаемый вася!
про госдеп не пустые слова, снятые с чьих то уст, знаю о чем говорю, в те далекие времена служил на благо родины, как я считал. оттуда же неприязнь к либералам за продажность. а патриотизм не испытывают, он либо есть либо нет, у меня он со времен ссср, нас тогда учили гордиться своей страной, и мы на самом деле были счастливы, что живем в "самой лучшей стране в мире". многое с тех пор изменилось, можно не верить чиновникам, правительству, и есть за что, система прогнила на сквозь, везде коррупция, кумовство, просто куча идиотов-лизоблюдов не на своих местах, но то что россия-великая держава я верю и сейчас. а суверен вызывает сегодня очень много вопросов, чтоб соглашаться с ним, есть позитив, но больше негатива. но ничего не сделать только потому, что нет реальной альтернативы. в оппозиции одни либерасты.
3
Вася Брянск
01 МАРТ 17:38 #34
Вася Брянск
олег иванович
уважаемый вася!
да, я патриот своей страны, но не говорил, что согласен с политикой правительства, поэтому и вас призвал не сотрясать воздух, а изменить положение к лучшему. а слова про "кремлевского бота" и про то, что вам не дадут изменить к лучшему характеризуют вас как никчемного человека, обидевшегося на всех и вся, потому что ему не дали бесплатно должность, особняк и тд (всех благ, которыми у нас несправедливо пользуются "избранные")
У нас в стране патриоты такие же фальшивые как и либералы.Патриот у нас сейчас тот кто больше ненавидит запад а либералы стали либерастами. Вы правильно сказали что они несправедливо пользуются и поэтому они не дадут ничего изменить что бы дальше этим пользовались их дети. В отличии от вас я не на кого не обиделся и с чего вы взяли что мне нужны особняки и должность. Вы если хотите конструктивный разговор поясните свой прошлый коммент про госдеп и откуда информация и как давно вы испытываете патриотизм. С правительством не согласен а с кем согласен с Сувереном. Если вам нечего сказать то не стоит писать я ведь вам тоже могу сделать несколько комплементов. Да только это не к чему умный человек прочитав ваши коменты все поймет.
1
олег иванович
01 МАРТ 17:28 #33
олег иванович
гость32
олег иванович
Чернов
олег иванович
уважаемый, вася
я пишу только то, что знаю точно, а не как вы выразились "вложили в уши". это сейчас все стали историками и знатоками в 30 лет, верхушек понахватались, а истина далеко
Олег Иванович, откуда такие шикарные данные про управление нашей страной в 90-е Госдепом? Не из Госдепа ли? Или с сайтов, где много пишут о " теории заговора"? Нельзя скрывать такие знания от людей.
господин чернов, я не ваш друг или почитатель вашего "журналистского таланта" чтобы с такой долей сарказма вы задавали мне идиотские вопросы. хотите что либо сказать по теме-говорите, нет- у вас есть своя песочница для общения с такими же как вы либерастами
А с чего это вы взяли, что тудей - ваша песочница? Кому на каком сайте оставлять комментарии - уж точно не вам решать, всезнающий вы наш.
где вы прочли, что тудей моя песочница? вы наверное адвокат чернова, смотрящий вы наш?
-2
гость32
01 МАРТ 17:19 #32
гость32
олег иванович
Чернов
олег иванович
уважаемый, вася
я пишу только то, что знаю точно, а не как вы выразились "вложили в уши". это сейчас все стали историками и знатоками в 30 лет, верхушек понахватались, а истина далеко
Олег Иванович, откуда такие шикарные данные про управление нашей страной в 90-е Госдепом? Не из Госдепа ли? Или с сайтов, где много пишут о " теории заговора"? Нельзя скрывать такие знания от людей.
господин чернов, я не ваш друг или почитатель вашего "журналистского таланта" чтобы с такой долей сарказма вы задавали мне идиотские вопросы. хотите что либо сказать по теме-говорите, нет- у вас есть своя песочница для общения с такими же как вы либерастами
А с чего это вы взяли, что тудей - ваша песочница? Кому на каком сайте оставлять комментарии - уж точно не вам решать, всезнающий вы наш.
1
олег иванович
01 МАРТ 17:09 #31
олег иванович
уважаемый вася!
да, я патриот своей страны, но не говорил, что согласен с политикой правительства, поэтому и вас призвал не сотрясать воздух, а изменить положение к лучшему. а слова про "кремлевского бота" и про то, что вам не дадут изменить к лучшему характеризуют вас как никчемного человека, обидевшегося на всех и вся, потому что ему не дали бесплатно должность, особняк и тд (всех благ, которыми у нас несправедливо пользуются "избранные")
-1
олег иванович
01 МАРТ 16:54 #30
олег иванович
Чернов
олег иванович
уважаемый, вася
я пишу только то, что знаю точно, а не как вы выразились "вложили в уши". это сейчас все стали историками и знатоками в 30 лет, верхушек понахватались, а истина далеко
Олег Иванович, откуда такие шикарные данные про управление нашей страной в 90-е Госдепом? Не из Госдепа ли? Или с сайтов, где много пишут о " теории заговора"? Нельзя скрывать такие знания от людей.
господин чернов, я не ваш друг или почитатель вашего "журналистского таланта" чтобы с такой долей сарказма вы задавали мне идиотские вопросы. хотите что либо сказать по теме-говорите, нет- у вас есть своя песочница для общения с такими же как вы либерастами
1
Вася Брянск
01 МАРТ 16:45 #29
Вася Брянск
олег иванович
олег иванович
уважаемый, вася
я пишу только то, что знаю точно, а не как вы выразились "вложили в уши". это сейчас все стали историками и знатоками в 30 лет, верхушек понахватались, а истина далеко
и политиков с журналистами редко убивали и скорее из меркантильных интересов, чем из-за политических убеждений. а если вы себя считаете холопом, значит судьба у вас такая. можете сменить пмж-рф на другое государство, хотя думаю, что вас не ждут там ...вы видно из серии нытиков, привыкли только критиковать, а сами, чтоб изменить страну к лучшему палец об палец не ударили...
Вы бы аргументировали свой текст для начала а потом переходите на личности. Как вы можете знать точно то чего не было. Если вы сами заблудились по жизни не пишите здесь бред и не вводите в заблуждение людей у которых нет желания или возможности разобраться самим что к чему. Ваши пустые призывы что то изменить оставьте при себе никто ничего не изменит не дадут. Ваши слова про госдеп мне знакомы я это вижу здесь не первый раз. Вас таких умных кремлевские боты целыми стадами разводят как овец. А вы потом на людей бросаетесь не разобравшись. Может я ошибаюсь в отношении вас может не вас развели а вы здесь развести кого то хотите своими байками про патриотизм и америку.
-3
Александр Чернов
01 МАРТ 16:42 #28
Александр Чернов
олег иванович
уважаемый, вася
я пишу только то, что знаю точно, а не как вы выразились "вложили в уши". это сейчас все стали историками и знатоками в 30 лет, верхушек понахватались, а истина далеко
Олег Иванович, откуда такие шикарные данные про управление нашей страной в 90-е Госдепом? Не из Госдепа ли? Или с сайтов, где много пишут о " теории заговора"? Нельзя скрывать такие знания от людей.
-4
олег иванович
01 МАРТ 16:18 #27
олег иванович
олег иванович
уважаемый, вася
я пишу только то, что знаю точно, а не как вы выразились "вложили в уши". это сейчас все стали историками и знатоками в 30 лет, верхушек понахватались, а истина далеко
и политиков с журналистами редко убивали и скорее из меркантильных интересов, чем из-за политических убеждений. а если вы себя считаете холопом, значит судьба у вас такая. можете сменить пмж-рф на другое государство, хотя думаю, что вас не ждут там ...вы видно из серии нытиков, привыкли только критиковать, а сами, чтоб изменить страну к лучшему палец об палец не ударили...
-2
олег иванович
01 МАРТ 16:05 #26
олег иванович
уважаемый, вася
я пишу только то, что знаю точно, а не как вы выразились "вложили в уши". это сейчас все стали историками и знатоками в 30 лет, верхушек понахватались, а истина далеко
0
Вася Брянск
01 МАРТ 15:50 #25
Вася Брянск
олег иванович
господин зайцев плохо ориентируется во времени и о начале 90-х знает столько же, сколько первоклассник о теории ядерного синтеза...о какой свободе идет речь? если свободе слова (балабольстве), то да, выходи на площадь и кричи, что ельцин вор, никто тебя не накажет...но по-моему и сейчас, господин зайцев, вам никто не запрещает обвинять власть. а то, что в начале 90-х нашим государством фактически руководил госдеп сша вам разве не известно? сомневаюсь...или же для вас это и есть свобода? тогда можете пойти по пути касьянова и ко, [censored] людям мозг вашими "благими" мыслями и получать зарплату от госдепа...сделайте, что то реально полезное, а не просто сотрясайте воздух! почему вы не даете официальный ход вашим разоблачениям, где результаты?
Госдеп руководил ну кто вам это вложил в уши что вы пишите какую то ....В правительстве сейчас люди из той команды так наз реформаторов и нынешний президент с ними прекрасно ладит. А для вас сочинили сказку про госдеп и прочий бред. СССР просрал холодную войну. Запад устраевает тот мир и та полит и экономич системы в которой они живут. Там свои правила которые никто не нарушает кто нибудь считал сколько в России было убито политиков журналистов на западе нет ничего подобного. В России была лишь попытка жить по тем же правилам но она закончилась неудач. И сейчас это имитация демократии выборов частной собственности реально мы для них как были холопы так ими и остаемся.