С 1 сентября в Брянской области заработают центры технического образования для школьников - ЦТО. Такого еще нет ни в одном регионе страны. Мы первые в России взялись исправлять прежний перекос в образовании, который привел к острому недостатку технических специалистов.
Без них ни о каком серьезном росте экономике говорить не придется. Что из себя будут представлять эти ЦТО, рассказала замдиректора регионального департамента образования и науки Татьяна Кулешова:
- Эти центры создаются для детей, которые хотят в будущем получить техническую или инженерную специальность. Школьники не только будут серьезно изучать математику, физику и информатику, но и получат навыки применения своих знаний на практике, в повседневной жизни.
Лекции и практические занятия будут проводить высококвалифицированные учителя школ и преподаватели вузов. В учебные планы обязательно войдут экскурсии старшеклассников на предприятия, заводы.
Посмотреть там есть на что. Ведущие брянские предприятия провели серьезную модернизацию производства, рабочих мест. Школьники это должны знать, видеть, и понимать: завод – это тоже престижно и перспективно.
- Около 6000 школьников изъявили желание учиться в ЦТО, - добавляет ректор института повышения квалификации работников образования Брянской области Иван Пихенько. - Обучение добровольное. Школьник может сменить профиль, например, с математики на физику, с физики – на информатику.
Такие центры будут созданы на базе определенных школ и получат статусы межрайонных. Сколько их появится в области, станет известно в ближайшее время. Нужны предприятия, готовые помочь в оснащении ЦТО и доставке учеников на занятия.
Школа, в которой разместится центр, должна иметь в своем штате высококвалифицированных учителей и контингент подготовленных учеников. И самое главное – работать по пятидневке.
- Дело в том, что занятия будут проходить в субботу, - поясняет Татьяна Кулешова. – Это значит, что пятидневка должна быть не только в «базовой» школе, но и в тех, которые захотят, чтобы их ученики тоже занимались в ЦТО.
Проблема школьной пятидневки давно уже осуждается брянской общественностью. Актуальна она и в других регионах страны. На «прямой линии» с президентом России Владимиром Путиным 11-летний нижегородец Денис Репчинский пожаловался на то, что «у взрослых два выходных в неделю, а у детей ни одного».
На что глава государства с улыбкой ответил, мол, больше знаний получите. А всерьез подчеркнул, что «часто нагрузка на детей, на школьников, она несоизмерима с тем, что прописывается или должно прописываться специалистами в области детской психологии. И вот с этой стороны нужно обязательно на проблему посмотреть».
Но если до сих пор речь шла в основном о здоровье детей, то теперь проблема получает новое содержание. Фактически шестидневка становится серьезным препятствием к решению социально-экономической задачи.
В департаменте образования подчеркивают, что для введения пятидневки все уже есть – и нормативная база, и готовые учебные планы. Дело за директорами, которые то ли не хотят, то ли не могут, то ли все вместе.
Конечно, без сложностей не обойдется. К примеру, некоторым школам не хватает помещений, и из-за этого труднее составить оптимальное расписание. Надо будет несколько перестроить процесс обучения.
- Субботу можно использовать для внеурочных занятий, для подготовки к экзаменам, в нашем случае – по математике, физике и информатике, - поясняет Иван Пихенько. – Часть детей по субботам в школу ходить не будет.
Одни уедут в ЦТО, другие пойдут в секции, на факультативы. Руководству школы необходимо выстроить образовательные маршруты практически для каждого ребенка. Да, это сложно, ново. Но время меняется – должны менять и мы.