Брянские краеведы провели большое исследование и выяснили историю памятника большевику Игнату Фокину, установленного в сквере напротив ДК железнодорожников. Выяснилось, что когда-то прямо в центре площади, где сейчас проезжая часть, стоял совершенно другой памятник тому же вождю, который заменили на новый.
Уже никто не помнит ни точный год, когда это произошло, ни причин обновления этого места. И уж точно не слышали о скульпторе, хотя многие видели его работы. Во всём досконально разобраться смогли ведущие краеведческого альманаха «Брянский вестник». Публикуем их исследование без правок и корректировок:
Итак, обо всем по порядку. Год 1957-й. Страна готовилась отметить 40-летие Революции. Брянский облисполком решил поставить памятник первому руководителю брянских большевиков и организатору установления В присутствии руководителей района и общественности памятник был открыт в канун годовщины Октября, 5 ноября 1957 года. Согласно паспорту исторического памятника, составленному в январе 1958 г., скульптура была выполнена из железобетона и установлена на кирпичном оштукатуренном пьедестале, который предполагалось (что, собственно, позднее и было сделано) облицевать полированным гранитом. Кстати, такой же памятник установили на родине вождя, в Людинове, где он стоит и поныне.
В начале 1970-х гг. брянскими архитекторами во главе с городским архитектором Ю. Васильевым была разработана концепция застройки Фокинского района, в рамках которой предполагалось обновить площадь перед Дворцом культуры железнодорожников. Управление культуры и Брянский городской Совет депутатов трудящихся обратились в Министерство культуры РСФСР с ходатайством о финансировании создания памятника И. Фокину в Брянске. На что Министерство дало согласие с рекомендацией в качестве исполнителей привлечь скульптора И. Д. Бродского и архитекторов В. А. Петербуржцева и А. В. Степанова (последние, к слову, являются авторами памятника 1000-летию Брянска на Покровской горе). Этот творческий коллектив приступил к работе над проектом в декабре 1973 года. Но вскоре состав авторов изменился: вместо Степанова и Петербуржцева к созданию памятника привлекли архитекторов Ю. А. Свердловского и И. А. Покровского. 22 октября 1974 года состоялся Художественно-экспертный совет, который отправил проект на доработку. Через 8 месяцев совет собрался вновь, и в результате долгих дискуссий художественное решение памятника Фокину в Брянске было утверждено. Заказ на литьё был передан Мытищинскому заводу художественного литья им. Е. Ф. Белашевой. Установить скульптуру предполагалось в 1976 году. Об этом чуть позже, а пока…
Слово о создателе
Имя Исаака Давидовича Бродского (1923-2011) довольно хорошо известно исследователям отечественной художественной культуры. Он родился в Москве в 1923 году. В 18 лет ушел на фронт. По окончании войны поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства, который окончил в 1952 году. Учился у известного советского скульптора М. Г. Манизера, который, кстати, является создателем бюста П. М. Камозина в Бежице. Пожалуй, самым известным творением И. Д. Бродского можно назвать памятник М. Ю. Лермонтову в Москве (1965), увековеченный в кинематографе в качестве художественного образа «мужика в пиджаке» (фильм «Джентльмены удачи»), давно ушедшего в народ под этим названием. Среди других работ – ряд памятников В. И. Ленину (Ростов-на-Дону (1958), Барнаул (1968), Новосибирск (1970), Горки Ленинские (1980)), русскому изобретателю И. Ползунову в Барнауле (1979), монумент «Слава строителям коммунизма» в Волгограде, (1961) и др. Жителям Брянска хорошо знакома парная скульптура Ленина и Горького (1957), установленная возле бывшего Дворца пионеров (ныне ТЮЗ). Помимо нашего города, такие же памятники были установлены в Караганде, Новокузнецке, Нелидове Тверской обл.
По мнению критиков, скульптуры Бродского предельно обобщены и ясны по форме. Цель художника – не передать с большой точностью портретные сходства персонажей, а сделать образ понятным, выделив самые существенные, определяющие черты. Работая над скульптурой Фокина, на наш взгляд, автор пытался создать образ молодого большевика, твердого, решительного и сосредоточенного. Да, в нем нет точного портретного сходства с Игнатом Ивановичем – другая форма лица, носа, другая прическа. Единственное, что осталось здесь от Фокина – это сложенные руки, как на известных портретных фотографиях большевика. Они и являются центром скульптуры и заставляют в первую очередь обращать на себя внимание. На наш взгляд, такая неузнаваемость образа Фокина, его «нехрестоматийность» и стала основной причиной, почему установка нового памятника не стала публичной и информация об этом важном для города событии не попала даже на страницы средств массовой информации.
Открытие, о котором никто не знал?
Как мы уже сказали выше, установить скульптуру планировали еще в 1976 году. Но этого не произошло. Нам удалось просмотреть разные брянские газеты за период второй половины 1970-х гг. – от официального «Брянского рабочего» до многотиражки «Светоч», которую издавал завод «Литий». С надеждой найти хоть одну строчку с информацией об открытии памятника. Но ничего не нашли. Весьма странно, не так ли? А было ли вообще официальное открытие памятника Фокину? Ведь освещение такого события в прессе – это важный отчет об ещё одном достижении страны Советов в масштабах города, благоустройстве района, наконец, для пропаганды образа Советской власти и её героев. На таких мероприятиях обычно присутствовали руководители облисполкома, райкома партии, представители профсоюзных организаций и общественности. И если бы таковое событие произошло, то СМИ не смогли бы обойти его стороной. Видимо, никакого торжественного открытия памятника Фокину не было.
Но когда его могли заменить? Логично предположить, что к очередному юбилею Октября, в 1977 году. Но раз нет чёткой фиксации в источниках, то и нельзя говорить о точности таких предположений. А вот ограничить нижнюю и верхнюю границу события для дальнейших разысканий можно. В газете «Брянский рабочий» от 10 апреля 1977 г. под заголовком «Я буду революционером!..» была опубликована статья с биографией Фокина, которая проиллюстрирована фотографией старого памятника большевику. Значит, к моменту публикации памятник еще не был заменён. В 1979 году из печати вышел буклет «Брянск – город партизанской славы», в котором есть изображение нового памятника. Косвенно по остальным фотографиям, помещённым в нём, мы пришли к выводу, что фотосъёмка была сделана не позднее лета 1978 г. В пользу версии, что скульптура Фокину за авторством Бродского появилась перед ДК железнодорожников не позднее второй половины 1978 г. говорит и публикация в газете «Брянский рабочий» от 30 декабря 1978 г. о бюджетах районов города. Показатели Фокинского района проиллюстрированы фотографией нового памятника как символа района. Таким образом, хронологические рамки сводятся к апрелю 1977 – лету 1978 г. Надеемся, что рано или поздно будет установлена точная датировка по документам, а также воспоминаниям и фотографиям жителей Брянска.