20 апреля по инициативе комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы РФ 20 в Москве было проведено совещание на тему «общественный экологический контроль: правовые основы, взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления».
В масштабном форуме приняли участие представители законодательной и исполнительной власти, ученые и руководители общественных организаций.
Предметом особого обсуждения стал тот факт, что даже, несмотря на существующую правовую базу для осуществления общественного экологического контроля, зачастую , отсутствуют механизмы его реализации.
Эти вопросы, могут быть решены на уровне субъектов и муниципалитетов. А значит, сегодня необходим поиск путей взаимодействия между общественными организациями и органами власти на местах.
В качестве одного из вариантов построения конструктивной работы было предложено улучшить процедуру доступа к экологической информации.
Порядок её предоставления регулируется рядом нормативных актов. Речь идет о результатах экологических проверок, тематических докладах и полученных сведениях в ходе различных экспертиз.
Нередки случаи, когда частные компании пытались скрыть данные о реализации каких-либо проектов как, например: строительство полигонов по размещению ТБО, химических производств.
Именно из-за не предоставления полного объема подобной информации в регионах происходили социальные конфликты.
Для определения открытости источников информации было предложено установить исчерпывающий перечень оснований для отказа в получении экологических данных.
Особо была подчеркнута и роль общественных инспекторов по охране окружающей среды. С их помощью станет возможным широкое привлечение граждан направленное на улучшение экологической обстановки, а так же профилактика и предупреждение экологических правонарушений.
Брянск на этом заседании представлял председатель комитета Брянской областной думы по проблемам чернобыльской катастрофы и экологии Сергей Чесалин.
Он прокомментировал итоги обсуждения.
«Действительно перед нами назрела проблема четкого формулирования такого понятия как «экологическая информация».
Этот термин должен быть закреплен законодательно. Я уверен, что получив такую правовую базу, контроль экологической обстановки должен стать продуктивнее.
Этого же мнения придерживаются и мои коллеги из многих регионов России. Нами предпринимаются меры по взаимодействию с общественными и профсоюзными организациями по вопросам охраны окружающей среды.
Типовой договор о совместной деятельности был предложен Общероссийской общественной организацией «Общественный экологический контроль России».
Этот документ был одобрен участниками круглого стола и рекомендован для применения главам муниципальных образований и органам местного самоуправления.
В том числе с помощью этого инструмента удастся создать некий индикатор эффективности взаимодействия власти и общества в экологической сфере»